Aug. 13, 2014
20:28

"Этим утром в Нью-Йорке". Памяти Робина Уильямса

"Душа, взгляд, мысль от многогранности… сводят с ума и не в состоянии больше остаться наедине с сердцем. Ему больше не биться, не чувствовать, не любить - его оставили у края, над обрывом. Это невозможно не заметить, невозможно не увидеть запредельную открытость, на грани запрета - она убивает. Так нельзя, но именно в этом весь его шарм, невероятное обаяние и моя любовь. Светлая память Робину Уильямсу"

Как ни прискорбно, Робин Уильямс погиб. Я не хочу говорить о смерти актера иначе, даже если она и случилась при других обстоятельствах, а слово "погиб" по официальным данным - не верное. Все равно, в моих глазах, он будет погибшим от насилия.

И что может роковую случайность сделать иной, что может сделать ее - счастливой?

Совсем недавно смотрела последнюю, дошедшую до нашего зрителя, картину с Робином Уильямсом "Этим утром в Нью-Йорке" (режиссер Фил Олден Робинсон) и после долго не могла отделаться от мысли: "Как-то уж больно натурально, отчаянно и без сомнений Генри Олдман – герой, которого играет актер, готов покончить с собой, как будто эта идея согласно сюжету пришла ему в голову не сегодня утром, а намного раньше и наконец созрела, чтобы стать реальностью…"

Но сначала о другом фильме с несколько одиозным названием "Иди к черту, Гете" (режиссер Бора Дагтекин).

Сразу оговорюсь, немецкие фильмы не очень люблю. Они мне кажутся какими-то "геометрически" простыми, прямолинейными и предсказуемыми. Но с другой стороны, с годами, когда безоглядно жить уже немного утомляет, а нервы болезненно напрягаются от малейшей возможности столкнуться с неприятным сюрпризом, позитивная предсказуемость только радует.

Фильм, действительно, простой, его герои – очень обычные. Хотя… для реальности обыденной их можно посчитать даже сказочными персонажами. Главный герой вышел из тюрьмы после ограбления банка… Его подружка – проститутка, но при всей своей соответствующей специфике – не эгоистичная и добрая и самый настоящий друг для нашего грабителя.

Да, Голливуд приучил нас к тому, что грабители могут быть обаятельными, и даже очень обаятельными (Карен Маккой "Настоящая Маккой" в исполнении Ким Бессинджер), а проститутка способна иметь полноценные эмоции и стать в итоге желанной и любимой для одного-единственного мужчины (Вивиан Уорд "Красотка" в исполнении Джулии Робертс). Но реальная жизнь практически не позволяет убедиться в том, что так бывает…

Завязка тоже не отличается оригинальностью, так и хочется сказать: "Где-то я уже это видел…". Похищенные в банке деньги подружка Зеки Мюллера (нашего главного героя) несколько лет назад зарыла возле школы, когда там достраивались дополнительные помещения. Все ясно – девушка увидела готовые ямы, поняла, что ее задача максимально облегчается, и зарыла там денежки.

Теперь стройка окончена, а награбленное добро оказалось надежно спрятанным на территории школы и недоступным для посторонних. Но это не пугает Зеки Мюллера (Элиас ЭмБарек)!

Не остановило его впоследствии и то, что школа - обиталище трудных подростков, мечтающих стать наркоторговцами. Молодой училке Лиси (Каролина Херфурт) никак не справиться с трудными подростками, гарантирующими группу по инвалидности всем неуклюжим (или недостаточно опытным?) преподавателям.

Чтобы вернуть свои деньги бывший бандит и, по совместительству, до невозможности симпатичный и обаятельный молодой человек, стремиться устроиться на работу в школу кем угодно, и принимается на… должность учителя. Обалдевшая от выходок неуправляемых подростков директор готова взять на работу любого, кто только пожелает стать учителем! Так что наш герой и здесь не прогадал: его профессиональную пригодность никто даже не стал проверять.

Роман между главными героями завязывается не сразу, но угадывается с первых аккордов сюжета. Герои двигаются на встречу друг другу кадр за кадром, хоть и через противостояния и взаимные претензии.

Как лейтмотив, сразу обнаруживается столкновение двух миров и, естественно, противоположных способов восприятия.

С одной стороны мир одного дня - преступный, но прагматичный, достаточно четко демонстрирующий правила жизни: если ты хочешь выжить - нужно быть собой, адекватно оценивая свое положение, не мелочась в самокритике и пренебрегая любыми преградами во имя достижения цели. Но в этом мире нет места идеалам, лучшему будущему, любви, изменениям. Это всего лишь соглашение со своим местом – для нашего героя - с местом преступника, отрывающего из плоскости материального часть для себя.

Боль одних закаляет, других калечит, но главный герой всю жизнь уходил от ощущения боли - ее он заменял действием, жизнью по течению с помощью снижающих восприятие шока наркотиков и алкоголя. Относился ко всему играючи, заботясь лишь о сохранении самого важного – самой жизни.

Зеки Мюллер, однако, не утрачивает чувство сострадания, понимая к чему ведут ложные надежды или жажда наживы от преступной жизни. Где-то в глубине души в нем сохранился другой человек, желающий вернуть прошлое и прожить его иначе – без дурмана, создавая для себя шанс к лучшему будущему - эстетичному, с идеалами добра и взаимопонимания.

И вряд ли бы шанс для такого второго рождения представился, если бы внутри не оставался этот другой, не позволявший и раньше стать Зеки Мюллеру безнадежным наркоманом и опуститься на самое дно преступного мира.

С другой же стороны находится мир обычный, с царствующим в нем, наравне с идеалами любви и добра, чем-то таким же преступным по отношению к себе. Неумение говорить себе правду, самообман, те же ложные идеалы и принципы, хотя и без наркотиков и очевидных преступлений.

В какой-то момент теряется нить ощущения, где же здесь аномальный мир? Мир проституции и наркотиков или обычная реальность, вульгарная действительность (обычный с латинского переводится как вульгарный)? Он и она - одинаково запутаны, каждый по своему и каждый преступно убивает себя, свои возможности, свободу, оставляя себя на грани – между адом и раем, не смея приступить к осуществлению в своей жизни другой реальности.

Парадигма (совокупность взглядов на жизнь) жизни героев фильма не может больше ответить на их вопросы - это глухая стена, конец пути, направление которого именно в этой точке должно быть изменено.

Зеки Мюллер, понимая будущее бесчинствующих детей, осознавая и свое не лучшее в этом смысле положение, сумел пожелать им другого. Он словно человек, весь день качавшийся на морских волнах, начинает ощущать эти мягкие колебания и за пределами школьного здания.

Истории жизни детей, собственная история Зеки Мюллера, собираются в один сюжет, и объединившись, способны, кажется, отправить куда подальше не только Гете, но все, что им не по душе. Они оживают и становятся новым сценарием, написанным от сердца, взаимности и наконец-то своего настоящего места в этом мире.

Так главный герой находит силы и для личных изменений. Изучает литературу, меняет себя и свои представления.

Кульминацией становится момент, когда Зеки оказывается на улице, ему негде жить. Само собой, парень без комплексов является к Лиси - одной из тех бедолаг-учителей, которым обеспечена если не простая больница, то уж психиатрическая – точно.

На экскурсии по ошибке Лиси вместо ламы получает укол с гормонами для стимуляции половых инстинктов и, попав под его безусловное влияние, весь день пытается с кем-то спариться. А потом (видимо, в состоянии серьезной усталости!) засыпает глубоким сном в самый неподходящий момент – а именно, перед приходом комиссии по опеке над ее младшей сестрой. Зеки выручает и идеально играет роль ее брачного партнера, очаровывая всех своей интеллигентностью и проявляя невиданные способности к кулинарии.

Не состоявшийся гнев социальных работников еще даст о себе знать под давлением обнаруженной правды, в расторжении взаимности и заставит оказаться нашего героя почти на грани возврата к прежнему преступному образу жизни.

Но сказка все не кончается, в ней появляются дети, показывающие Зеки Мюллеру, что он уже не в состоянии игнорировать свое притяжение к идеалам, принципам гармонии, стабильности и веры... и к ним непосредственно. Но это все будет в самом конце - последняя драма, рассеивая туман холодного утра, находит эту благополучную точку невозврата.

Середина же фильма совсем не предполагает, или еще не предполагает, такой драматической развязки, кажется, весь сюжет в ином: герой вовлекается в эти новые правила - холдинга и заботы об окружающих, пронизывающих педагогическую среду (правда, в жизни часто только на словах), они захватывают его и вовлекают в единый поток жизни - по вдохновению и от сердца, с каждым новым его ударом все сильнее укореняя в уверенности и желании жить именно так - возможно, с минимумом денег, но больше не ощущая перед собой глухой стены сожаления перед утраченными возможностями.

Кажется, почва для изменения судьбы, появляется на ровном месте и не от благих сознательных намерений. Герой не стремится быть эталоном честности и благородства, он всего лишь в новой для него среде поступает так, как велит ему сердце и интуиция. И это выглядит очень гармонично.

Меняя представления и принципы, вовлекаясь в новую парадигму жизни, он получает ответы на свои вопросы, на которые не мог ответить раньше, просто заглушая неудовлетворенность образом действия – какого угодно, но всегда преступного, наркотического, алкогольного.

Шанс к новой жизни, любовь учеников и близких людей помогает герою понять, почему он встал на путь преступлений - он не хотел испытывать боль.

Помогая трудным подросткам, Зеки словно заново переживает свое прошлое, понимая, что нужно было ему, чтобы его жизнь не пошла по наклонной. Именно это он и дает теперь другим - заботу, внимание, донося до них главное: как важно быть собой, даже если это идет вразрез с общепринятыми традициями и мнениями.

В этом читается формула успеха - не быть как все, быть как есть и меняться к лучшему, а осознавая действительность - говорить себе правду, потому что это увлекательно, интересно, жизнеутверждающее и другого шанса остаться человеком все равно нет. Все остальное - это преступление, даже если имеет весьма пристойный вид - хорошей работы и социального статуса. Но оставаясь все в той же жизненной парадигме - преступления по отношению к самому себе.

И кто будет виновен на этот раз, если винить некого, разве что бытующую систему традиций и взглядов - обычных или вульгарных.

Простой фильм, простой сюжет, более того – комедия. Но в фильме есть драма, глубокий скрытый смысл. Пусть он и достигается неким утрированным способом, бросая на одну чашу весов обычность и преступность, последнюю даже представляя как более привлекательный вариант - преступник, грабитель в большей степени является индивидуальностью и вызывает огромные симпатии у зрителей.

Режиссеру каким-то образом удалось показать, что на самом деле главное. И это не обложка жизни, а ее внутренне содержание. Поддержка близких людей, способных отвечать им тем же, то есть заботой. В каком-то смысле, эти же черты присущи и преступному миру, с властвующими там законами стаи - защитой своих. Но оказывается, все дело в том, на какой почве, ради чего произрастает забота о ближнем. Преступный мир предлагает взамен деньги, обычный – любовь и взаимность.

И хотя реальная жизнь очень далека от той, что показана в фильме, все же итог создает ощущение мотивации, оставляет приятное послевкусие, как хорошее вино в атмосфере все того же волшебного взаимопроникновения, эмоционального совпадения, потрясающего спокойствия, останавливающего время, когда беседа не кончается и ощущается как попутный ветер перемен.

Каждому есть, за что себя судить, но после этого фильма понимаешь - важно не осуждать себя и других за прошлое, которое не могло иначе сложиться и для этого у него были свои причины – путь к согласию.

Момент осознания у героя выражается буйно - в побитом школьном стенде, но четко демонстрирует силу переживания, силу сожаления и желания все изменить.

С этого момента начинается построение нового мира - новой парадигмы мышления.

Все начинается с правды! Вряд ли можно найти более действенную помощь и поддержку, сколько ее не ищи, не требуй, не проси в молитвах - она не придет. Этот шаг должен сделать сам человек, и герой фильма этот шаг делает.

Шаг, который, увы, уже не дано сделать Робину Уильямсу. Ему уже не изменить парадигму своей жизни.

В роли Генри Олдмана – главного героя фильм "Этим утром в Нью-Йорке" актер очень правдиво - решительно и практически без эмоций - прыгает с моста в воду, к чему его приводит целая цепочка событий.

Казалось бы, все началось этим утром. Но на самом деле, начало этой истории было положено гораздо раньше, когда Генри потерял одного из сыновей.

Смерть сына начала отсчет его самоуничтожения, ярким проявлением краха его отношений со своей полной эмоциональной копией - младшим сыном. И как лето следует за весной, так за отцом последовал и сын: увлеченный ритмом и гармонией танца, ощущая происходящее сквозь его призму, как и учил его когда-то отец.

Когда-то Генри вынужден был оставить танцы и заниматься семейным бизнесом. Свою несбывшуюся мечту он надеялся воплотить в жизни сына. Но теперь с ожесточением требовал от него все бросить и заняться делом, хотя сам когда-то учил воспринимать жизнь через язык танца.

Теперь Генри превратился в обозленного на весь мир человека. Его "достает" абсолютно все, а с утра он успел возненавидеть еще несколько вещей.

Свою злобу он не преминул вылить и на женщину-врача Шерон Гилл (Мила Кунис) у которой тот день был тоже не лучшим. В отместку она совершает не простительный для врача поступок: на вопрос, который Генри выкрикивает ей прямо в лицо, тем самым лишая ее последних сил, она почти как во сне, отвечает, что ему осталось жить всего… 90 минут.

Генри верит ей, и это переворачивает его душу… Он пытается понять, что же нужно делать, если тебе осталось так мало. Но везде его ожидает только разочарование.

Жена ему изменяет. На его приглашение прийти на встречу в кафе, никто из друзей не откликается, а единственный пришедший, как оказалось, до сих пор ненавидит его, припоминая ему давнюю историю: в школе Генри увел у него девушку, лишив лучшего, что было в его жизни.

Он звонит сыну, но тот не подходит к телефону.

Генри ходит по улицам города, охваченный страстным желанием помириться с сыном.

Но оказалось, что Генри действительно смертельно болен и никто не знает, сколько ему осталось – минут, часов, дней.

Шерон бросается на поиски пациента. И находит его вовремя – на том самом мосту.

Кажется, осознавая приближение конца, актер в этот момент играет самого себя… В фильме Шерон не удается уговорить Генри не прыгать с моста, но удается его вытащить из воды живым и невредимым.

После неудачной попытки самоубийства, жизнь главного героя входит наконец в правильное русло, он становится прежним – добрым и чутким Генри, успевая наладить отношения с близкими людьми.

Поступок Шерон, казалось бы, такой ужасный и неприемлемый для врача, позволил, однако, Генри всего за 90 минут вернуться к себе самому, отодвинув в сторону все помехи.

Кем же он был – самый веселый человек, заставивший, как любят теперь говорить, Америку смеяться? Может быть, его перестали увлекать страсти? Он высмеивал их, танцуя вокруг как по острию лезвия и ни разу не выдав своей к ним принадлежности. Страсти такого не прощают – они требуют и себя указать в титрах, сделать полноправными участниками шоу.

Потерять возможность быть обычным человеком - равно убить себя, не убивая; дышать, не дыша; любить, не любя, но светясь от этой самой любви; излучая мудрость, совершая полет души туда, где обитают идеалы, не люди, разделенные обычно между собой множеством преград и все по-разному. Но самое безобразное из этих разделений - это разделение с самим собой, способным излучать вдохновение и любовь.

Излучать их получалось у Робина Уильямса… Светлая память великому актеру… Лично мне его слегка отстраненной и запредельно доброй улыбки будет очень не хватать…

Автор: Анна (598.1) 7726 0
Добавить в избранное
Подружиться с автором
Комментарии (24) Написать комментарий
  • Екатерина(227.2) Aug. 13, 2014, 21:59 # 1
    Говорят у него была длительная депрессия. если это правда, то итог депрессии -- это самоубийство. ему нужно было обратится к психологу. очень жаль, что такие люди уходят.. ему всего лишь нужна была помощь специалиста...
    • Анна(598.1) Aug. 13, 2014, 22:52 # 3
      Есть еще одна версия: ему нужна была другая женщина. Если проследить его фото с момента их брака и до последних дней (3 года), можно прийти в ужас - он изменился до неузнаваемости, постарел на 20 лет. Но это мое, субъективное мнение
  • Екатерина(227.2) Aug. 13, 2014, 22:02 # 1
    до сих пор помню как смеялась в детстве, когда дети увидели как няня Миссис Даутфайр писает стоя
    • Анна(598.1) Aug. 13, 2014, 22:53 # 3
      Я влюблена во все его фильмы (ну, может быть, за редким исключением) и в фильм о миссис Даутфайр - тоже
  • Марина(1816.9) Aug. 13, 2014, 22:14 # 4
    Он все раздал, все, себе ничего не осталось. Силы можно пополнить пищей, мышцы укрепить занятиями спортом, а чем пополнить выгоревшую душу? Вот он и выгорел без остатка. Самый веселый герой семейных фильмов Очень жалко. Спасибо, Аня, за хорошую статью.
    • Анна(598.1) Aug. 13, 2014, 22:57 # 4
      Это точно. А как он постарел за последние годы ты обратила внимание? Я вообще в шоке, но ощущением чего-то неладного веяло от него в последних фильмах. Какое-то предчувствие было.
    • Алеся(351.2) Aug. 14, 2014, 08:30 # 2
      Согласна с Вами, Марина. Вот и профессиональное выгорание во всей красе. Отсюда и алкоголь, и депрессии, и ощущение внутренней пустоты. Мы, в большей или меньшей степени, все подвержены такому выгоранию, но творческие люди - это отдельная каста, чувствительная и ранимая - знаю по мужу.
  • Алеся(351.2) Aug. 14, 2014, 08:26 # 3
    Великий актер с по-детски наивными и честными глазами... Для меня он навсегда останется Крисом Нильсоном из "Куда приводят мечты". В нем он настоящий, драматический актер. Хотя и комедии с Вильясом тоже всегда смотрю с удовольствием. Жаль, что мы больше не увидим новых его работ. Светлая память.
    • Анна(598.1) Aug. 14, 2014, 08:54 # 3
      Еще увидим, Алеся Должны выйти в прокат еще две или три картины с его участием. Но они уже будут последними
  • Марина(1816.9) Aug. 14, 2014, 12:02 # 1
    Знаете, а ведь по законам физиогномистики, так, кажется, назвается научная система определения характера по чертам лица, вся его внешность -- полный антипод его сущности. Смотрите хотя бы на глаза "Глубоко посаженные, подвижные - хитрость, лукавство, изворотливость " это цитата из физиогномистики. Глядя на таких людей, как Робин или взять нашего Куклачева -- ведь они добряки, юбимцы публики и вообще носители редкостной теплой харизмы. А внешность, ну что внешность -- у них душа зато нараспашку

    Интересно, вообще, физиогномика -- лженаука?
    • Анна(598.1) Aug. 14, 2014, 12:05 # 3
      А еще очень волосатые руки - очень сильные страсти, инстинкты, плохо контролируемые. На то мы и рождаемся на Земле, как мне кажется, чтобы учиться преодолевать свои недостатки.
    • Анна(598.1) Aug. 14, 2014, 12:06 # 3
      И не только руки - все тело, я так понимаю
      • Марина(1816.9) Aug. 14, 2014, 12:10 # 1
        А ведь верно волосатые Но это ж классно
        • Анна(598.1) Aug. 14, 2014, 12:12 # 3
          Как по мне, лучше было бы не так сильно
    • Анна(598.1) Aug. 14, 2014, 12:36 # 2
      "Глубоко посаженные, подвижные - хитрость, лукавство, изворотливость " это цитата из физиогномистики."

      - это на низшем уровне, на более продвинутом - сильная самозащита из-за сверхчувствительности, а изворотливости противостоит - не желание быть управляемым.

      Тонкие губы - признак эмоциональной холодности, на другом уровне - проблемы с выражением чувств, то есть не с пониманием себя и других людей - других он видел отлично.
      • Марина(1816.9) Aug. 14, 2014, 20:26 # 1
        А, есть и другие уровни? Ты мне глаза открыла, я не знала! Да, если как ты говоришь, то все очень точно!
  • Ольга Урбан(2303.2) Aug. 14, 2014, 18:55 # 2
    Очень позитивный человек был, и так все завершил... Для таких личностей, как он, суицид не бывает случайным. И от этого вдвойне тяжело: ему на самом деле было плохо. Светлая память.
    • Анна(598.1) Aug. 14, 2014, 19:15 # 3
      Чувствительность довела. Еще я думаю, что силы оставляли, он очень постарел буквально за пару лет, плохо выглядел. Возможно, был болен. Не все это выдерживают
  • Анна(598.1) Aug. 16, 2014, 16:12 # 1
    Екатерина, психологи, в том понимании, в котором психология сейчас используется, нужны людям, которые себя не понимают. Людям такого уровня как Робин Уильямс не психологи нужны, нужны волшебники. Мне очень жаль, что рядом с ним не оказалось такого человека. Почитайте интернет, никто не говорит, что ему нужна была психологическая помощь, то есть в смысле, что все, кто кончают самоубийством - именно такие, требующие именно психологии. Оля очень права, такие люди так просто такие вещи не совершают, а теперь стало известно, что у него развивалась болезнь паркинсона - серьезное нарушение нервной системы - не психики. Между нервами и психикой есть разница.
  • Светлана(212.3) Aug. 17, 2014, 18:27 # 2
    С одной стороны очень жаль, что он уже больше ничего не сделает. А с другой, может ему уже больше нечего было сказать? Может, он уже сделал все, что ему было предназначено?
    • Анна(598.1) Aug. 17, 2014, 18:33 # 1
      Трагедия в том, что он оказался обесточенным изнутри. А почему это произошло и должно ли было произойти - это сложный вопрос. У меня неприятное ощущение, что произошла ошибка

Похожие посты


Jan. 26, 2015
20:30
Полоса невезения или зачем нужен копчик

На размышления о копчике меня навела недавно полученная травма. Не знаю, кому как, а мой многострадальный копчик только и нужен для того, чтобы я им постоянно ударялась. А если бы был целый хвост? Тогда его уже давно бы где-нибудь защемили, наверное, потому что даже маленьким своим хвостиком я умудряюсь все время во что-то врубиться. На ровном месте. Шла себе домой с ребенком из школы. И решили мы скостить пару десятков метров, пошли по той дороге, где еще не ходили. А ...

Читать далее
May 31, 2014
14:11
"Фанатик" и "Американская история Х": версия о происхождении и причинах ненависти

"Фанатик"

"Я ненавижу и люблю. Кто скажет мне почему?" – эти слова принадлежат Катуллу, древнеримскому поэту времен Юлия Цезаря, и звучат в самом начале фильма "Фанатик" с талантливым Райаном Гослингом в главной роли.

Может быть, это противоречие и есть та самая трещина бытия, через которую в мир людей проникает зло? Психика человека состоит из мгновений и образов, которые хранятся в памяти как отдельные состояния, дополненные личным восприятием, эмоциями и выводами. Часто два противоречивых состояния находятся в непрерывной борьбе друг с другом ...

Читать далее
Автор: Анна (598.1)
4865 0 3


Новое
Автор: Катя Поликарпова (1.0) Nov. 7, 2015, 16:41 Пришла))