Aug. 30, 2014
17:48

"Шагал - Малевич" или Как написать сценарий?

"Представьте, что вы тайно проникли в мастерскую Микеланджело. Видите Моисея и "Ночь", наполовину спрятанные в камне. Волнующее приключение? Нравится? Тогда счастливого пути!" (А. Митта)

"Шагал - Малевич"

Фильм Александра Митты "Шагал – Малевич" я хотела посмотреть давно - исключительно по причине педагогического таланта режиссера прогремевшего когда-то "Экипажа".

Его книга "Между адом и раем" помогла мне в свое время заглянуть за кулисы сценарного искусства и столкнуться с драматургией лицом к лицу с точки зрения технологии и психологии написания пьесы (киносценария).

Меня, влюбленную в полотна Клода Моне и Винсента ван Гога, трудно заподозрить в любви к авангардизму Шагала, а тем более – к кубизму (супрематизму) Малевича.

Но вот картина Шагала "Вид из окна. Витебск" - и сразу вспоминается деревня, бабушка, ватная прослойка в двойной раме... И становится тепло...

Однако, как мне показалось, фильм отнюдь не о творчестве двух одиозных художников, которые, как известно, еще и конфликтовали друг с другом. Фильм о другом…

Правда, моей реакцией на фильм поначалу были… растерянность и разочарование. Сюжет, построенный совсем не по правилам, и невыразительная игра актеров – вот и все выводы, сделанные по горячим следам. Однако, последующий поиск зерна истины привел к некоторым интересным открытиям…

Как написать пьесу, сценарий, книгу?

Но сперва о правилах, лежащих в основе любой драматической конструкции или рецептах пьес и сценариев от Александра Митты.

Лев Толстой – бульварный писатель, ненавидящий пьесы Шекспира? Может ли это быть правдой?!

"... Прочел "Макбета" с большим вниманием - балаганные пьесы. Усовершенствованный разбойник Чуркин".

"... Прочли "Юлия Цезаря" - удивительно скверно".

"... Какое грубое, безнравственное, пошлое и бессмысленное произведение "Гамлет".

"Чем скорее люди освободятся от ложного восхваления Шекспира, тем будет лучше".

Это цитаты из дневника великого Толстого… Вы озадачены? Но в этом, оказывается, нет ничего удивительного. Просто проза от драматургии отличается так же кардинально, как ночь от дня, а небо от земли.

Текст прозы изобилует речевыми оборотами и другими языковыми средствами. Прозаик призван описывать тончайшие нюансы настроения, формулировать глубокие мысли. Вспомните прозу Бунина, Пушкина, Лермонтова, Набокова… Да и "…романы Толстого, словно созданные одним человеком кинофильмы" (А. Митта).

Придумать историю – это только самый первый шаг для великого писателя, подобного Толстому. "Вы читаете (Толстого), и в вашем мозгу как будто вспыхнул огромный экран со стереозвуком" (А. Митта).

Но вот описание сюжета романа "Воскресение" в интерпретации А. Митты – только каркас:

"Молодой красавец граф соблазнил невинную девицу и бросил. Она покатилась в пропасть жизни. Ее несправедливо обвинили в убийстве. И тут граф, будучи присяжным в суде, узнает в убийце совращенную им девицу. Он потрясен, хочет ее спасти, жениться - словом, искупить вину. Граф бросает пустую светскую жизнь и следует за Катюшей Масловой, осужденной на каторгу, в Сибирь".

Ну, чем не бульварный роман?! Где водятся такие графы, если не в бульварной литературе? В виде схемы и на самом деле выглядит грубовато. Вопрос в том, каким будет наполнение. Здесь и начинаются отличия.

"А нужно, чтобы не только простаки, но и самые взыскательные зрители поверили всему, увидели свет истины и пали на колени с криком: "Грешен! Прости меня, Господи!" (А. Митта).

Пьесы же Шекспира или Чехова – это квинтэссенция идеи, энергетическое ядро, сердце истории, сила и смысл которой передается зрителям посредством интерпретации замысла режиссера и актерской игры.

Описания в пьесе безлики и стереотипны. Диалог функционален. Главное - это увлекательная история, где характеры попадают в затруднительные положения. Поэзия таится в восприятии читателя или игре актеров.

Здесь есть простор для личного восприятия, потому только актерских версий Гамлета наберется за всю историю не так уж и мало, в том числе и в женском исполнении (Сара Бернар).

Можно сделать вывод: начинать писать нужно как Шекспир, а завершать как Лев Толстой.

На съемках одного из первых звуковых фильмов "Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем" по сюжету свинья должна была пробежать по длинному лабиринту коридоров в департаменте, выхватить из рук чиновника бумагу и съесть ее.

Свинья не собака - как ее обучить трюкам? Позвали легендарного дрессировщика Дурова. Он попросил предоставить ему свиней в количестве 5 штук, по ящику варенья и коньяка. И 700 рублей в качестве платы за дрессировку.

Шло время, директор фильма отправился в гости к дрессировщику. Там он увидел… только одну свинью в загоне. На вопрос директора, где остальные свиньи, наивный сторож ответил: "Как где? Съели". "А коньяк где?" – спросил (так и хочется добавить – наивный) директор. "Как где? Выпили" – последовал немудреный ответ. Директор покрылся холодным потом. Неужто фильм придется закрыть?!

Но сам Дуров был невозмутим и на вопрос, готова ли свинья к съемкам, ответил с уверенностью: "Сколько угодно!"

В день съемок дрессировщик задал только один вопрос:

- Покажите, где свинье бежать.

Режиссер объясняет:

- Свинья выходит отсюда, идет по коридору, поворачивает, еще раз поворачивает, здесь стол чиновника. Отсюда она должна взять лист бумаги, съесть его и убежать. Сколько дней вам необходимо для подготовки этой мизансцены?

- Дней? - удивляется Дуров. - Всё сразу снимем.

- Лучше репетировать без света, чтобы животное привыкло к новой атмосфере? - спрашивает оператор.

- Нет, у меня все отрепетировано. Зажигайте свет, включайте киноаппарат. Свинья все сделает.

- А пробные съемки вам не нужны?

- Никаких проб. Все сделаем сразу.

Оператор устанавливает свет. Дуров со свиньей ждут. Все готово к съемке, группа напряглась, директор сосет валидол. Дуров достает из портфеля банку варенья и мажет вареньем пол, через метр-полтора, - на протяжении всего маршрута свиньи. Затем мажет вареньем нижний край нужной бумаги и кладет ее на стол. После этого говорит:

- Мы готовы!

Свинья напряглась, ее пятачок дрожит и дергается. Она рвется из рук.

Режиссер командует:

- Мотор! Начали!

Дуров выпускает свинью. Она бежит по коридору, на ходу слизывая с пола варенье. Подбегает к столу, где чиновник держит в руках важную бумагу, хватает ее, съедает и бежит назад. Все снято.

- Еще дубль можно снять? - спрашивает режиссер.

- Хоть десять, - отвечает Дуров. - Пока свинья не наестся варенья.

И тут директора фильма прорвало:

- Вы… обманщик!!!

Надеюсь, никого не обидит такое сравнение, но точно так же, только, конечно, с учетом развитого интеллекта зрителей, должен быть "намазан вареньем" весь путь, по которому зрителя предполагается провести по книге или фильму – страница за страницей, кадр за кадром.

Вызвать любопытство у читателей (зрителей) – это первый уровень заинтересованности, а их идентификация с героем – ее главный козырь. Итогом является сопереживание или саспенс (англ. suspense - неопределённость, беспокойство, тревога ожидания, приостановка; от лат. suspendere - подвешивать), когда читатель (зритель) уже не может оторваться от истории до самого конца.

Почему? Потому что ко всему прочему зрителя начинает волновать еще и… альтернативный фактор – а что будет, если герой не справится (не достигнет, сломается, не успеет спастись и так далее)?

Как же это похоже на жизнь! Только свои проблемы мы решаем вяло, лениво, не слишком стараясь и торопясь. В книге же или на экране события происходят быстро, накал страстей приобретает ощутимые масштабы. Мы вовлекаемся и не отрываясь следуем за героем, эмоционально становясь участниками событий. По принципу идентификации зритель и выбирает любимые фильмы. Близка проблема - фильм (книга) нравятся и даже становятся любимыми.

Альфред Хичкок говорил "Драма - это жизнь, из которой вырезано все скучное".

И в драме главное - это персонаж, который преодолевает препятствия на пути к своей цели.

Красная Шапочка идет по лесу к бабушке. А волк из-за елок следит за ней, клацая зубами, - саспенс. Бабушка в чепце под одеялом встречает Красную Шапочку. Она не знает, что это не бабушка, а волк. А читатель (зритель) знает и дрожит от страха и желания узнать, что будет дальше. Это саспенс.

Легендарный успех "17 мгновений весны" – это тоже результат саспенса в действии - Штирлиц все время в центре опасности, невероятно превосходящей его силы. Мы верим в него, любим его, боимся за него. Чем сильнее враг, тем сильнее саспенс.

Шекспир и телесериалы создаются по одним и тем же правилам, лежащим в основе каждой драматической конструкции.

"Только классики создавали свои творения как маги, колдуя над огнем. А киноиндустрия и бульварная литература упростили магию до "рецептов фаст-фуда" (А. Митта).

"Шагал - Малевич" - прозрение

Но вернемся к последнему фильму Александра Митты "Шагал – Малевич".

Фильм задуман как повествование о витебском периоде в творчестве Марка Шагала, который пришелся на революционное время. Витебск – родной город художника. Его виды запечатлены на многих картинах Шагала.

К этому времени молодой художник уже побывал в Париже, где познакомился с местным творческим бомондом, где его работы экспонировались на выставках художественных объединений и даже состоялась персональная выставка.

Шагал уже обрел свой индивидуальный почерк и состоялся как художник. Не исключаю, что когда-то уже доводилось сталкнуться с его творчеством – какими-то знакомыми показались эти многоэлементные, аляповатые на первый взгляд, сюжеты. Вот только я не помню. Но глядя на почерк художника, мучила одна догадка: он не умел рисовать. Его линиям присуща странная кривизна, а предметы и лица выглядят не натурально…

Только познакомившись с его биографией, догадка нашла свое подтверждение. Шагал действительно был самоучкой и, не смотря на последующее обучение у мастеров, его техника рисования так и сохранила на всю жизнь эти признаки несовершенства и плохого художника в традиционном понимании. В глаза бросается неумение создавать перспективу и придавать изображению трехмерность. Но именно это и сделало его Шагалом. Только после глубокого проникновения в его персональный "художественный язык" красок и образов, открывается тайна его творчества, начиная ощущаться как тексты писателя.

Лица животных, летающие люди, особая цветовая гамма и даже нарушение перспективы в совокупности создают на холсте неповторимые образы и целые рассказы о переживаниях художника.

На фоне мародерства и расстрелов как обязательного атрибута любой революции и войны, очень странно смотрится художник, который твердит жене, что искусство поможет людям, что искусство их облагородит. В атмосфере бездушия и невежества, когда оппонента (врага) дозволено уничтожать, а посчитать таковым можно любого, кто не понравится красному комиссару? Когда друг детства Шагала и вечный воздыхатель его жены Беллы с видом глубокого мыслителя спрашивает после очередного расстрела у подопечных: "Ну, что, будущее стало более светлым?"?

Когда уже начинает казаться, что фильм - это чистый фарс, насмешка над революцией и ее извращенными ценностями, режиссер вдруг начинает претендовать на серьезное, лиричное и глубокое повествование.

Для Шагала кровопролитие было неприемлемым, но он все же принял революцию с восторгом, как ее приняли Блок и другие. Может, на самом деле повлияли события, при которых родился будущий художник? А родился он в огне пожарища, когда целые улицы в Витебске пылали огнем, а его молодая мать рожала в чудом уцелевшем доме. И родила его бездыханным… Первый крик был запоздалым и вымученным, но все-таки раздался после нехитрых манипуляций, которые используют повитухи, чтобы вернуть к жизни младенца.

Цвет станет одним из главных инструментов живописи Шагала. В ней красный навсегда останется цветом тревоги и опасности.

Историческим фактом является личное знакомство Шагала с наркомом культуры Луначарским. Именно под его покровительством Шагал создал художественную школу, в которой мог учиться любой, кто испытывал тягу к рисованию.

Вот что вспоминал сам художник об этом времени: "Все они были беспризорники, битые уголовниками, помнившие блеск ножа, которым зарезали их родителей, никогда не забывавшие предсмертных стонов отца и матери. На их глазах вспарывали животы изнасилованным сестрам. И вот их-то я учил рисованию. Как жадно они рисовали! Набрасывались на краски, как звери на мясо. Босоногие, они галдели наперебой: "Товарищ Шагал! Товарищ Шагал!" Только глаза их никак не улыбались: не хотели или не могли".

Самого любимого ученика Шагала, еврейского мальчика, который почти так же, как он сам когда-то, изрисовал все заборы в округе и не раз был наказан отцом за склонность к рисованию (у евреев не принято изображать окружающий мир), в классе поливают презрением за изображение на холсте кровопролития и разрушения. Сцена вызывает настоящую боль. Накануне его родных расстреляли…

Хочется воскликнуть: вот, наконец-то, правда - на фоне пустого ликования недоумков пролетарских отпрысков, которые были никем и вдруг стали всем! И возникает другая боль - боль при взгляде на неразвитых людей, у которых революцией искажено понимание жизни, но в руках которых находится окружающая реальность. Жалко и их, и окружающих их людей.

Шагал находит мальчугана в состоянии безысходности. Он не знает слов утешения и прибегает к крайности. Столкнув парня в воду, пытается его утопить. А выбравшись вместе с ним на берег, спрашивает: "Ну, что? Жить хочется?!"

И снова фарс. И снова отсутствие культуры, ценностей, этических и эстетических критериев оценки реальности. Девушка из Школы приходит к жене художника и с широко открытыми наивными глазами пытается объяснить ей, что она и есть судьба Мастера, что только ей под силу так его любить, как ему это необходимо.

Картины К. Малевича

Отдельно, хоть и очень кратко, стоит все же вспомнить и о другом главном герое фильма - Казимире Малевиче. О, кто же не знаком с его творчеством! Если воспринимать его "Черный квадрат" всерьез, то не всякий критик выдержит такое испытание! Я позволяю себе сарказм. Увы, мне не удалось найти никакого подтверждения ценности творчества Малевича.

Художник, который начинал как импрессионист, закончил разноцветной геометрией на холсте? И написал больше книг с философским обоснованием придуманного им стиля, чем картин? А в конце жизни, отвлекаясь от партийной работы, рисовал портреты - видимо, чтобы подработать? Ведь рисовать он умел и техника у него была более отточенной, чем у Шагала. Но у Шагала был талант. И его картины сейчас стоят миллионы долларов.

Ну, нет - я отказываюсь принимать его творчество всерьез! А то еще придется прочесть все эти книги, прежде чем до меня дойдет основной смысл его творчества! Да и дойдет ли? Гарантий нет.

Малевич сменил Шагала в Школе, ему не стоило труда увлечь юных "героев революции" философией супрематизма. А ведь и правда, чтобы не чувствовать себя "гостем" в мире изобразительного искусства, нужно придумать стиль, доступный каждому. Рисуй что попало и делай важный вид при этом, что создал шедевр. Так всегда поступает "бездарность" - упрощает искусство до своего уровня.

В последней сцене режиссер наконец выразил сокровенную мысль, до которой до этого приходилось доходить окольными путями. Шагал с женой парят над землей - так же как на картинах художника. А Малевич кричит им вслед: "Ты лети, Шагал, а я останусь стоять на земле. В моем распоряжении вся земля находится!" Ой, опять сердце закололо… Ну, не так ли ведут себя маргинальные личности в реальной жизни, когда притесняют тех, чья душа наделена тонкостью и чувством прекрасного?

"Наперекор всем трудностям нашего мира во мне сохранились часть той одухотворенной любви, в которой я был воспитан, и вера в человека, познавшего Любовь. В нашей жизни, как и в палитре художника, есть только один цвет, способный дать смысл жизни и Искусству, Цвет Любви" (Марк Шагал).

Автор: Анна (598.1) 4364 0
Добавить в избранное
Подружиться с автором
Комментарии (7) Написать комментарий
  • Марина(1815.8) Aug. 31, 2014, 16:48 # 1
    У Малевича картины напоминают пэчворк, куски ситца на лоскутном одеяле. У Шагала от его работ идет тепло, сказка, надежда. Не умею обяснить. Искусствоведы засмеют небось такую позицию.
    • Анна(598.1) Aug. 31, 2014, 16:58 # 2
      А может быть, наоборот, подхватят такую позицию и буду использовать как открытие в искусствоведении Я их столько переслушала (искусствоведов) и такого теплого и очень точного отзыва (в смысле соответствия сути Шагала), как твой, не слышала
      • Марина(1815.8) Sept. 1, 2014, 12:32 # 1
        О, я тоже слышала, что женщины на полотнах Шагала угловаты и некрасивы! Слышала я и об особом смысле композиций Малевича. Но мне важнее резонанс, мой собственный. А как же еще, я ведь вижу их через свои хрусталики и реагирую своими эмоциями. Спасибо, Анна, польщена
  • Светлана(212.3) Aug. 31, 2014, 22:28 # 2
    Можно стараться понять что хотел сказать художник, а можно восхищаться его творчеством. Я из тех, кто старается понять Малевича, но восхищается Ван Гогом и Микеланджело.

Похожие посты


Nov. 4, 2014
17:17
Ураган по имени Одесса

В воскресенье, 2 ноября, мы в очередной раз посетили Харьковский Государственный Академический Драматический театр имени Тараса Шевченко. В тот вечер там демонстрировалась пьеса «Ураган по имени Одесса». Эту постановку к нам привезли из Одессы.

Пьеса новая, созданная авторами и сценаристами некогда популярного и востребованного на отечественных телеэкранах «Джентельмен-Шоу» В. Явником, А. Тарасулем и Е. Хаитом.

В спектакле принимает участие всего два актера и один танцор, но зато какие! Это известные и любимые, талантливые и обожаемые публикой:

  • знаменитый украинский комик, любимчик ...
Читать далее
Aug. 6, 2014
20:06
А в душе я танцую. Фильм-демотиватор

Недавние перипетии с биржей труда, моя вынужденная регистрация на сайте собачьих, кошачьих и черепашечьих нянь выбили меня из колеи. Началась не то, чтобы настоящая депрессия, но натуральная хандра, с давлением и томлением в груди, невозможностью глубоко вздохнуть, плаксивостью и поганым настроением. Это происходит со мной довольно часто. Черный шоколад не помог. Прогулки в лес по ягоды — тоже. Осталось проверенное средство — мощный демотиватор.

Как-то перепутались у меня в голове мотиваторы и демотиваторы. Оказывается, оба средства призывают к некоему действию. Причем, часто ...

Читать далее
Автор: Марина (1815.8)
4755 0 16


Новое
Автор: Катя Поликарпова (1.0) Nov. 7, 2015, 16:41 Пришла))