Jan. 4, 2015
16:29

Седьмой сын: история одного ведьмака

За полтора года — те, что мы были в Ташкенте, и те, что жили здесь — мы не разу не сходили с мужем в кино. Печальная статистика, которую я подвела сегодня, была тут же нарушена и развенчана, дабы не превращать нашу молодую семейную пару в домоседов, глядящих на мир через пластиковое окно.

Выбор киноманов пал на «Седьмого сына», о котором я вам не так давно писала. Мой муж загорелся желанием посмотреть фантастическую сказку, а я, как большая любительница поп-корна и всякой магии, присоединилась к его решению. В общем, за небольшую плату — комментарии да лайки — напишу-ка я вам сегодня рецензию на творение Сергея Бодрова.

Семейный вечер - дорога в сказку

В первую очередь нужно сказать, что фильм семейный. Об этом говорит и отсутствие ограничения по зрительской аудитории, и присутствие на сеансе множества мам и папа со своими маленькими детьми. Мы затесались туда, как парочка студентов, благо выглядим не на 30 лет каждый, а всего на 29-ть.

Картина была создана Сергеем Бодровым по мотивам книги Джозефа Дилейни «Ученик ведьмака» — первого из серии «The Wardstone Chronicles». В последнее время очень модно экранизировать большие романы — так проще рассчитывать на продолжение его в нескольких частях, растягивая повествования на годы: вспомните «Сумерки», «Гарри Поттера, «Властелина Колец», «Голодные игры» и даже все те же «50 оттенков серого»). Да и поклонников творчества литераторов очень просто заманить в зрительный зал, чтобы они похвалили экранизацию любимого романа или раскритиковали ее в пух и прах.

Еще одна притягательная деталь: это русский режиссер, который снял очень даже американское кино. Большая ответственность, основанная на принципе угождения аудитории по обе стороны океана - такое не каждый потянет. Сергей ведь знаком нам не по голливудским блокбастерам, а по вполне русским - «Непрофессионалы», «СЭР», «Катала», «Кавказский пленник», «Медвежий поцелуй», «Монгол».

Может быть, личная семейная трагедия заставила его переметнуться на сторону другого добра — кто знает? Потерять родного сына, который много лет назад пропал без вести при сходе ледника в Кармадонском ущелье — это многое меняет в личном мировоззрении. И очень логично, что Бодров снял сказку именно о сыне: том, который выбирается из всех трудных обстоятельств, справляется со злом, Кармадоном, духами, ведьмами и прочей нечистью.

Как распознать ведьму, или вина в той, кто чистит казаны

Времена, показанные в фильме, были очень сложными: тогда мракобесие и инквизиция творили на земле чрезвычайно чудовищные поступки. Огромное количество абсолютно невинных людей, обвиняемых в колдовстве, были сожжены на кострах, потоплены в реках, распяты на крестах. Достаточно было одного принципа: брось ведьму в воду, и если она не утонет, то точно принадлежит злу, а утонет — хорошая была баба, да казнили ее зря.

Настоящие ведьмы Средневековья, увы, так и не были никем пойманы — почти никем, если не брать в расчет ведьмаков. Мне вспоминается отличная зарисовка на эту тему из «Гензеля и Гретель» - помните такую экранизацию, где они уже не маленькие испуганные детишки, потеряшиеся в лесу и нашедшие пряничный домик? Они теперь охотятся на ведьм и очень успешно.

Всамом начале этого фильма есть такая интрига: на большом мосту проходит казнь ведьм: три женщины с веревками на шее, окруженные толпой зевак и свяжщеннослежителей, ожидают своей участи. Все они обвиняются церковью в колдовстве, потому барышень утопят ровно через несколько минут.

Священник предлагает им исповедоваться, признать вину, облегчить участь, но только одна из них, молодая особа, бросается на грудь пастора и говорит, что просто чистила золу в казане и совершенно не понимает, за что ее взяли. Отпустите теперь? Как же! Тут ведь речь шла только о духовном спасении, а телесное не входило в планы церкви.

Другая женщина со злостью плюет в лицо пастору, а третья и вовсе молчит. В чем ей сосзнаваться, если все равно отправят на тот свет?

Когда ведьм повесят и бросят тела прямо в речную воду, священник попытается прочитать над ними молебен, но старшие не позволят этого. Падре вернется к телам повешенных, только уже ночью, и станет вытягивать их по одной за веревку чтобы отпеть их грешную душу.

С первой, молчаливой дамой проблем никаких не возникнет — прочитает священник изгоняющие слова — и тишина. Вытянет вторую, станет читать молебен — и затрясется тело той, которая посылала проклятья в адрес церкви. Но тоже ничего особенного — трясучка успокоится, душа будет отпета.

Останется последняя, чистящая золу на казане, с ней точно проблем не будет. Только знает ли пастор, что через пару минут будет висеть вместо этой женщины на ее веревке, а тело его будут грызть речные жирные крысы? Не верь женщинам, когда они признаются в своем грехопадении — это не значит, что слова их идут от всего сердца, если речь идет о самых настоящих ведьмах.

Седьмой сын — всем сынам ведьмак

Но вернемся к сказке о «Седьмом сыне». Начинается все с того, как старый охотник из рода рыцарского ордена света, борющегося со злом, запирает на замок злобную и сильную ведьму Мать Малкин. Он заточит ее в высокой горе, окружит железными прутами, насыплет на порог ее темницы серебро — чтобы не выбралась она из своего заточения, чтобы не смогла больше причинить никому зло. Засыплет и ускачет вдаль, а Малкин через несколько лет возьмет да и выберется наружу: сломает решетку и драконом с цепким хвостом вылетит на божий свет.

Теперь Мастер Грегори, который совершил в жизни непростительную ошибку, должен будет убить ведьму. Только как это сделать, если его ученика на воспитание которого рыцарь положил целых 10 лет, Малкин убьет практически сразу, испепелив его юное тело?

Надо было завалить старушку вместо того, чтобы в темницу ее сажать. Но, как окажется потом, старый Грегори когда-то был сильно влюблен в ведьму и потому не смог сжечь Малкин на праведном костре. Вот тебе и первая ошибка.

Сбежавшая ведьма ищет мести, хотя бы потому что возлюбленный обманом заманил ее в ловушку. Собрав своих последователей, Малкин ждет наступления полной кровавой луны (с этим во многих сказках и ужасах связаны демонические надежды), чтобы обрушить страшный гнев на мир.

Грегори знает скверный характер ведьмы и должен противостоять ей. Рыцарь, оставшийся один в своем светлом легионе, ищет нового ученика, поскольку прежнего убила Малкин. На подготовку воина у него — что бы вы думали — нет десяти лет, а всего лишь неделя, за которую он должен поставить на ноги бывшего свинопаса Тома Уорда — седьмого сына седьмого сына, который по легенде должен стать хорошим ведьмаком и изгнанником зла.

Том на лицо вышел прекрасным, а вот с охотой на ведьм и кабанов у него дело не ладится, да и было бы странным, если родился он Гераклом и, вместо того, чтобы сражаться за мир, подносил свиньям корм. Он с удовольствием и тайной страстью бросается в путь с Мастером Грегори, который прежних учеников не ценил, а за юношу, не умеющего попасть в лоб врагу с размаха, особо волноваться не станет.

Мать Тома отпускает сына без восторга, но и беспрепятственно, ибо потом выяснится, что сама она тоже ведьма, вышедшая из под контроля Малкин и укравшая у нее волшебный амулет. Теперь она живет среди людей и, посылая сына на войну с главной ведьмой, отдает ему свой охранный камень. Становится ясно, что седьмой сын не так прост и к концу фильма должен будет научиться не только метко метать ножи, но и убивать нечисть.

Любовь нечаянно нагрянет

Тому, к слову, везет, как утопленнику в субботу — не нужно топить баню. Он встречает в большом городе красавицу-девицу Алису, которую народ признал ведьмой и ведет ее на расправу. Ведьмак обманным путем забирает ее у разгневанной толпы и отпускает, не веря, что девушка принадлежит темным силам. Понятно сразу, что зря, ибо он видел ее в своих мыслях.

Девица сбегает, чтобы отныне следить за ним и Мастером Грегори, поскольку ее мать — это сестра Малкин, никогда не предававшая ее и стоящая на страже темноты. Только вот влюбится девушка в Тома без оглядки и не сможет просто так навредить ему: героиню будет мотать из стороны в торону между справедливостью, чувствами к пареньку и долгом перед своими.

Сыграет Алиса не ключевую, но одну из ведущих ролей в повествовании — в том числе. Сворует у Тома амулет, подаренный ему матерью. Сначала украдет и принесет Малкин, потом почему-то опомнится и стащит его у ведьмы. В общем, колбасит девочку не по-детски — так же говорят?

Том в это время тоже не может найти золотую середину: то он порицает все устои старого Учителя, то вдруг понимает, в чем же его настоящее предназначение. Оттого и не может любимой обещать какую-то стабильность: жизнь в рыбацкой хижине, выпас и выгул свиней и щи с мясом на обед.

Вместо этого он то откровенно пасует перед опасностью, то побеждает таких демонов, что старому Грегори и во сне не снились, проявляя при всем этом благородство и добрую душу, не позволяющую убить того, что готов вырвать ему позвоночники.

Еще немного странностей

В общем, битва должна быть зрелищной: этого ждут зрители, когда весь сонм «малкиновских» демонов ринется сначала на городок, чтобы показать свою власть, а потом и вовсе похитит Мастера, бросив Тома с большой горы. В этом кроются минусы повествования, потому что помощники ведьмы не наводят на зрителя страх и ужас, а только лишь простое человеческое любопытство. Один из них превращается в огромного медведя Урага и ты уже предвкушаешь, как он рвет своими большими зубами кому-то горло — но нет, Мастер и Том ловят его в цепи и сжигают, не дав злу проявиться полностью.

Есть еще надежда на Раду, которого играет Джимон Хонсу (это тот суровый афроамериканец, который стоял на страже добра и зла в Константине). Превращается нечисть в большого дракона, а в человеческом облике хорошо машет топорами, перемалывая окружающих в фарш. Однако он очень просто ведется на разговоры Мастера о мужестве и чести и становится человеком в битве между рыцарем и злом, где преспокойно погибает.

Да и вообще, что-то у страшной и сильной ведьмы Малкин какая-то слабенькая свита. Я не говорю о ведьме, превращающейся в леопарда, которую Том легонько перешибёт вдоль позвоночника магической палкой, и о мужике, который отчаянно размахивает ножами направо и налево, при этом высуну змеиный язык изо рта - его еще раньше сожжет мать Тома.

На сестрицу Малкин тоже надефяться не приходится: она станет защищать свою дочь от грядущей смерти и погибнет от рук темной ведьмы.

Где же разрушенные города и хаос, в который грозятся повергнуть Землю вселенские злыдни? Где феерические шоу, от вида которых дух захватывает? Где демоны, темная рать, всякие духи и прочие гады, которые помогут Тому наконец-то стать настоящим ведьмаком? А нету их, кончились внезапно.

Мне не хватило финальной битвы Тома с главной ведьмой Малкин, которая, борясь со своей сестрой в воздухе, вдруг растеряет свою колдовскую силу. И не в амулете, сорванном с ее шеи дело — была же она сильной и до того, как он нашелся! Не дождалась она и красной полной луны и вообще ничего такого сверхъестественного — просто дала себя испепелить в темном храме, предупредив Тома, что будет за ним следить. Ага, через джипиэрэс.

Малкин и Мур

Самое главное, что Джулиана Мур была очень гармонична в образе Малкин: красивая, гневная, хитрая, злая и коварная одновременно. Ее бросил и предал любимый человек — есть, за что злиться на белый свет? Это напомнило мне историю Малефисенты, которую блистательно сыграла Анджелина Джоли. То же предательство любимого, та же озлобленность, то же перемещение ее из светлой стороны магии в темную.

Но только Джоли удалось это много лучше. Может быть, потому что она более сексуальна? Может быть, потому что она опередила Мур, облачившись в ведьмовский наряд много раньше? Может быть. Но это только догадки, которые подкрепляются моими мыслями. Было бы гораздо круче, если бы Малкин признала собственные ошибки, как и Малефисента, или хотя бы погибла более зрелищно, а не как уставшая от зла пенсионерка, прилегшая почивать на королевское ложе.

Еще мне не хватило того самого зла и ненависти, с которой главная ведьма наказывала бы за добро всех присутствующих. Какая-то она вышла слишком положительная, ранимая, до сих пор несущая любовь в своем сердце и тайно желающая не править миром, а быть подле своего возлюбленного. Тем более, что Джуалине Мур удавались блестяще более сложные роли, как мы помним.

Но это уже совсем другая история, о которой мы подумаем завтра или через год, когда Бодров выпустит продолжение сказки о Седьмом сыне. В общем-то, если учесть все эти плюсы и минусы, сказка получилась неплохой. На один раз, а с подрастающими детками в кинотеатре — самое то.

Им точно понравится, потому что это взрослые привыкли писать рецензии и что-то там выжимать из своей головы. Дети же более доверчивы, а потому волшебство не вызывает у них вопросов: «почему», «каков бюджет фильма?», «отчего главный герой такой малахольный?», а просто нравится им целиком и полностью.

Для взрослых же в картине «Седьмой сын» найдется своя прелесть, в том числе и толика хорошего юмора, о котором все же позаботились сценаристы. И история про любовь есть, и драки, и волшебство немножко. Но самое главное — это вопрос: что будет с любовью Алисы и Тома через пятьдесят лет? Превратится ли он в такого же циника, как его учитель, и будет прожигать жизнь в кабаках и тавернах, ожидая звона колоколов и получая за борьбу с нечистью золото в мешочках?

Возненавидит ли его Алиса, если он когда-то покусится на ее жизнь? Если убьет ее друга из рода нечисти? Если женится на простой земной женщине? Погубит ли она ее, как сделала это с супругой Мастера Грегори, или все-таки добро возобладает над ее принципами?

И раз история оставляет за собой вопросы, значит, была она снята совершенно не зря.

Автор: Ольга Урбан (2302.2) 2807 0
Добавить в избранное
Подружиться с автором
Комментарии (1) Написать комментарий
  • Анна(598.1) Jan. 10, 2015, 11:20 # 1
    В этом фильме самое классное - это Джефф Бриджес Хоть он и напоминает свои другие последние роли, но до того мне нравится, что это не важно.

    Джулиана Мур пресновата в любой роли, тем более, что в последнее время все ее роли с каким-то сексуальным отклонением - так что либо она берется за любую роль, либо...

    Запомнился монолог молодой ведьмы: "Не все ведьмы злые, есть добрые. Есть те, что не определились"

    И еще: "Оскорбленная ведьма стала злой" Отсюда мораль - обиды до добра не доводит - будут последствия

Похожие посты


Feb. 6, 2015
17:56
Кто такие арктофилы?

В мире тысячи, если не миллионы мягких игрушек. Но среди них есть особенные, способные стать настоящими друзьями. Чаще всего это один единственный плюшевый медведь. Или несколько медведей … Но если человек, даже став взрослым, продолжает собирать в доме плюшевых мишек, это становится своеобразным хобби, коллекционированием. И называется это хобби немного странным словом «арктофилия». В переводе с латыни оно означает «любовь к медведям». Арктофилами себя именуют люди, занимающиеся коллекционированием плюшевых животных, изначально только мишек, но в современном понятии можно собирать любых плюшевых ...

Читать далее
March 31, 2015
16:59
Частный садик для дочки, или Бесплатный сыр не в мышеловке

Моей дочурке 5,5 лет. Чем мы только с ней ни занимаемся! Нет, иной раз она сама находит себе развлечения, но нередко придумывать их приходится мне.

И вот давеча, когда я распечатала для нее десяток логических задачек, я вдруг подумала — как тяжело быть мамой 5-летнего ребенка.

Смотрите, о детках до 3 лет написано сотни книг. В них компетентно говорится, что маме нужно везде сопровождать свое чадо, неустанно проводить с ним все время, гулять по 2-3 раза в день и, конечно ...

Читать далее
Автор: Неля (1409.4)
2619 0 17


Новое
Автор: Катя Поликарпова (1.0) Nov. 7, 2015, 16:41 Пришла))