Янв. 19, 2015
16:33

Дурак юродивый: взгляд на Россию глазами Быкова

Папа читает сказку своему пятилетнему сыну:

«Было у отца три сына: старший умный был детина, средний был ни так, ни сяк, младший вовсе был дурак...»

Сын перебивает:

- Понятно, отец понемногу спивался...

Родитель изумленно:

- Почему?

- А что же у него с каждым разом все хуже сыновья получались?

Дурак издавна — это непременный фольклорный герой пословиц, сказок любого народа и различных преданий. Другими словами — это человек, который по причине своего недалекого ума постоянно попадает в разные истории и неприятности, предпринимает нелепые шаги, которые противоречат здравому смыслу, а то и вовсе поступает несообразно обстоятельствам.

В культуре народов мира дураки бывали разные. Это дурак-шут, который соединяет в себе черты настоящего дурака, на самом деле притворяясь им во имя достижения каких-то целей. Дурак-простак —  не фольклорный, а литературный персонаж, наивность которого граничит с его непостижимыми знаниями: он понимает больше, чем окружающие его «нормальные» люди.

Это типичный Иван-дурак, глупость которого может нигде не проявляется, просто выражается она в «непрактичности». Это когда Дурак жертвует всем, что у него есть, во имя достижения мечты или идеала, совершенным подвигам значения не придает, да и свою причастность к ним доказать не умеет. Во многих сказках Иван чаще всего является третьим сыном, которого бьют и обзывают все, кому не лень, а потом и вовсе машут на дурака рукой. Однако, проявляя при этом настойчивость и хитрость, Иван-дурак проходит все испытания, в конце концов получая больше, чем он мог бы иметь, будучи умным...

Но самый интересный персонаж для культуры России — это дурак-юродивый, совершающий такие поступки, которые несут настоящую опасность для окружающих, ибо он не ведает, что творит. Такой юродивый активно критикует неправду мира, выступает против несправедливости и нарушения законов «божеских». Однако, отказываясь от общих благ, он приобретает вместе с этим бесценное право говорить правду всем вокруг.

Другое дело, понимают ли его окружающие и что в конце концов он получает за право глаголить истину.

Именно такой «Дурак» и попался мне на глаза вчера вечером в фильме Юрия Быкова, вышедшего на экраны кинотеатров в 2014 году. Но общеизвестным кино не стало, ибо его показывали лишь в программе закрытого показа, где творение Быкова, посвященное памяти Балабанова, было еще одной смелой попыткой показать, как на самом деле существует и живет Россия-матушка.

Озарение Димы Никитина

Живет на свете юродивый дурак Димка Никитин, работающий бригадиром слесарей-ремонтников в провинциальном ЖКХ. Живет да существует, ютясь с женой и маленьким ребенком в крохотной квартире вместе со своими родителями. Так, как живет большинство простых российских семей: тихо, мирно, без излишеств, но и не зная радости.

Вместо того, чтобы по совету матери купить по дешевке гараж у спивающегося соседа, Дима платит за учебу в строительном институте. Он мечтает, как однажды его заметят и, может быть, даже повысят, поставив на место Федотова — главного по тарелочкам в архитектуре города. Он чертит свои сопроматы и курсовые, потому что верит, что экзамен можно сдать просто так, не давая никому при этом на лапу.

Что и говорить, за такие достижения Дима даже в своей семье слывет дураком. Таким же, как и его совестливый отец, которого на родном заводе давно уже обходят стороной: предложили однажды коллеги украсть трубы с работы, а он возьми да заяви, что это чужое. Теперь на пару с сыном под хихиканье окружающих его отец гоняет подвыпивших подростков, которые каждый вечер ломают у подъезда старую лавочку, и делает ее снова и снова.

Родная мать Димы и его жена не понимают, как можно жить таким дураком, когда вокруг все воруют, а он не нажил ни лишнего, ни нужного. Когда можно устроить свою жизнь по лучшему разряду, а он в это время все о справедливости думает и честности. И что мир на этих китах до сих пор стоит. Дурак и есть дурак!

В этот же вечер Диму вдруг вызывают на аварийный вызов в общежитие, где проживает более 800 человек. Ну, каклюдей — отбросов общества, которые пьют, бьют своих жен и детей, что, в свою очередь, курят травку по подъездам, матерятся и не уважают взрослых. Про такие слои населения говорят — отбросы и их отпрыски, которые не живут, а выживают в жестоком мире справедливости. И в чем-то эти «глаголящие» оказываются правыми.

Если женщина, которую регулярно мутузит муж, страдающий от похмелья, забирает заявление, написанное в полицию только потому, что «ему завтра на работу, не дай Бог, без премии оставят», а дочка в то же самое время прикрывает синяки на лице и шее, полученные в дар от отца - о чем мы сейчас говорим? Если подростки, обколовшиеся дури, висят ночами на трубах в загаженных коридорах общаги, теряясь во времени и пространстве — о чем мы сейчас говорим?

Придя на вызов о «лопнувшей» трубе Дима вдруг обнаруживает кое-что похлеще: в девятиэтажном здании появилась трещина, идущая по несущей стене от первого до последнего этажа. Проведя расчёты, которым он обучился на втором курсе института, парень с ужасом осознает: общежитие может в любую минуту рухнуть, захоронив под своими руинами 820 живых человек. Крен у здания уже такой, что бутылка, брошенная на крышу, скатывается с ее края за считанные секунды, а фундамент осыпается на глазах — даже от проезжающего мимо трамвая.

Что делать человеку, который получил такую информацию поздно ночью? Закрыть глаза на ужас, взяв на себя смерти людей, или попытаться поднять на ноги всех чиновников городской администрации, чтобы они хоть что-то предприняли и спасти заложников аварийной общаги?

«Успеет ли он спасти всех» ?

И вот, оказавшись по счастливой случайности возле ресторана, где та самая администрация празднует юбилей мэра города Галагановой, Дима умудряется каким-то чудом донести до «Мамы» - так называет ее окружение, что грядет беда. Несмотря на праздничное настроение, госпожа мэр экстренно собирает в малом зале ресторана всех своих «наместников», среди которых и глава архитектуры Федоров, несущий ответственность за аварийное здание, и начальник пожарки, и главный милиционер города, и прочие другие шишки.

Выслушав заявление Димы, присутствующих разбирает апокалиптический шок. Ведь если парень прав, то погибшие люди лягут на их коррупционные плечи, а никому из проворовавшихся не хочется ни в тюрьму, ни на тот свет. Тут же начинается словесная потасовка, в которой наружу лезут из прогнивших чиновников обвинительные исповеди, от чего у нашего «дурака» глаза на лоб лезут.

- Новый четырехэтажный коттедж, Федотов, у тебя откуда? Из бюджета, который тебе на ремонт здания выделили, а ты, ясное дело, стены покрасил, полы помыл — и ладно. А ты, доблестная милиция, что глаза потупила? Говоришь, что тебя не тронут, если дом завалится? А если обнаружат, что ты из ментовки сделал охранное агентство и деньги на этом заколачиваешь? Может поэтому у тебя в городе «ни наркоманов, ни проституток нет?».

Что поник, пожарная охрана? Страшно тебе? Так ты же признал то здание годным! Куда дел деньги, которые тебе каждый квартал на нужды пожарки дают: шланги, моторы, машины, если в городе 10 лет как ничего не горело? Ну а ты что смотришь на меня, главврач? У тебя же сын наркоман и насильник, у которого 6 приводов в ментовку, но вместо тюрьмы он проживает в Москве в большой квартире!

Куда я смотрела? А на вас смотрела и на областное руководство, которое от перечислений в бюджет добрую половину отхватывает! Я кручусь, как могу — вон и роддом построила, и пенсионерам помогаю. У меня за плечами два развода, проверки, а я ведь тоже женщина. Я счастья хочу! Вот и отщипываю от вас понемногу. А на что мне жизнь строить?

Нормальный диалог, как считаете? Дима тоже от него в шоке, но даже после выяснения всей подноготной местой власти он не разочаровывается в справедливости мира по отношению к людям! Его же слушают, ему же хотят помочь, его мнение уважили! Вот и сама Галаганова отправляет в общагу комиссию, состоящую из главы архитектуры и начальника пожарки, чтобы они опровергли или подтвердили Димин вердикт. Теперь дело сдвинется сместа, потому что студент сможет доказать той комиссии, что здание, выражаясь фигурально, «падает уже сейчас».

Конечно, его появлением в своей жизни не доволен никто, но и терять непосильно нажитое тоже никому не хочется. Да и что кулаками после драки махать? Тем более, что взвесит на весах собственную судьбу и жизнь 800 человек, они пока не хотят рисковать первым. Только не понимают присутствующие, отчего парень горло дерет за эти «отбросы»?

«- И откуда ты такой взялся? Другой бы поглядел, рукой махнул да и спать лег… Тебе че, больше всех надо?
- Там же люди живые!
- Да нелюди!!! Шваль, отбросы… Может им и надо на тот свет?!
-И детям??
-Это те, которые пьют, курят и трахаются на чердаках? Ты мне скажи, кто из них вырастет???»

И вот, когда комиссия подтверждает вердикт юного студентка, госпожа Галаганова дает срочное указание «придумать хоть что-нибудь», хоть даже пожар, и эвакуировать народ на улицу, а потом в новый коттеджный поселок — на время, конечно, когда будут осведомлены все те, кто закручен в этой шумной круговерти денег в природе, мы станем предвкушать апофегей справедливости и думать про себя, что дурак оказался довольно умным и продвинутым!

И я бы так смог, может быть. Мне за это еще и медаль бы дали! Сейчас вот выведут людей, потом дадут им новое жилье, а дом упадет, но никого под собой не похоронит. Ну, накажут всю администрацию — и поделом! Нечего у простого народа деньги воровать. Правильно?

Правда жизни за ее пределами

Так думаем мы, пока смотрим на происходящее на экране. Как на демонстрации чувствуем себя, только флажков в руках нету. Но какое-то странное чувство при этом внутри зарождается: разве бывают у реалий жизни такие «справедливые» концовки? Что дураки побеждают зло, а люди, называющие их юродивыми, чинно жмут им руки? Что мать признает юродивого сына гением и поцелует его гордо в макушку, а жена наконец-то перестанет пилить мужа по поводу простоты и глупости...

Этого не будет, господа вопрошающие. Потому что через секунду бравые солдатики по мановению волшебной палочки Мамы остановят свою активную деятельность, чтобы дождаться окончательного вердикта. Госпожа же Галаганова рванет в сторону дома руководителя стройки того самого коттеджного поселка, строящегося для нуждающихся ветеранов войны, многодетных семей и инвалидов, чтобы выпросить у него на время дома для переселенцев. Она же новое жилье не строила, когда ей на это деньги давали, как теперь отвертеться?

Но ее встретит не только честная справедливость: квартиры были проданы все до единой еще до начала строительства. Не неимущим и нуждающимся, а простым богатым людям с деньгами. И главную роль в этом проекте выполняет ее собственный муж.

Тот, который на юбилее супргуи говорил такие ласковые слова в ее адрес, называл любимой и благодарил за все прожитые совместные годы — он сейчас обзовет ее «Сукой» и предложит два варианта: либо она с ним, либо с ними. Теми, кто лежит на лавочке у подъезда — алкоголиками, наркоманами и проститутками...

- Но там же живые люди, урод!»

- Да, те люди, которые подыхают в крайних условиях нищеты и голода, на нужды которых ты не выделила ни копейки из собственных денег. Про людей подумала, Мама?!!

А потом будет звонок главному милиционеру города, который тут же отправит святую троицу из комиссии на собеседование к Галагановой. Только не доедут они до нее, потому как им уже заказан другой путь.

Посткриптум дурацкий?

Я не буду раскрывать всех карт, ибо дивиться и утверждаться в происходящем вы будете снова и снова — и так до самого конца фильма. Я хочу лишь сказать о том, что мне, дуре, не хватило финальной сцены, хотя она итак была полна прозрения. Потому что я, дура, нуждаюсь в визуализации: рухнувшем здании, сюжету по новостям, хаотично бегающих вокруг людей и прочего шума, чтобы понять: Дурак копал здесь не зря. Он не ошибся, хоть что-то же должно случиться по справедливости.

Забудьте об этом. По-крайней мере, в общероссийской действительности Юрия Быкова ее не будет. Потому что «Мы живем, как свиньи, и дохнем, как свиньи, просто потому что мы друг другу — никто». И я не могу не понять жену Димы, которая, брошенная им с сыном на руках, говорит ему:

- О чем ты думал?
- О людях, родная.
- А мы с Антоном не люди?
- В общаге 800 человек.
- И все твои жены и дети?

Ведь смысл этого фильма вовсе не в том, чтобы в красках показать нам пример освоения государственных денег, чиновников, проворовавших всю страну, не в том, чтобы в очередной раз полить гадостью Россию на тему продажных чиновников и ментов. Главная наша беда — это не только дураки и дороги, но и всеобщее безразличие к самим себе и окружающим. Ведь сам Быков в одном интервью сказал, что это - притча о том, что «Один в поле воин — но какой ценой».

Только Дурак это поймет, когда будет уже поздно.

Автор: Ольга Урбан (2302,2) 2279 0
Добавить в избранное
Подружиться с автором
Комментарии (2) Написать комментарий
  • Анна(598,1) Янв. 19, 2015, 21:39 # 1
    В этом фильме хоть один позитивный герой есть. Поищу и посмотрю обязательно. Фраза о том, что "... потому что мы друг другу никто" - впечатляет. В "Левиафане" нет ни одной фразы интересной
    • Ольга Урбан(2302,2) Янв. 19, 2015, 21:43 # 1
      Позитивный - это как посмотреть. Я для себя не смогла решить, на его ли я стороне, или на стороне жены героя. Посмотришь - поймешь. И да - дураков жаль, но без них вообще пустошь.мы все колеблемся от одного края к другому. Мда

Похожие посты


Апрель 18, 2015
13:14
Могут ли мысли стать реальностью?

Скажите честно, вы часто думаете о плохом? Я, к сожалению, слишком часто и никак не могу это контролировать. Может быть, поэтому в последнее время в моей жизни чаще плохое и происходит? Думаю, мои мысли и реальность связаны и негативом я притягиваю все больше отрицательного в свою жизнь. А как только я начинаю мыслить позитивно и во всем видеть хорошее, окружающее меня положение дел как по мановению волшебной палочки меняется. Что это: совпадение или все же закономерность? Еще лет 7 назад ...

Читать далее
Автор: Алена (451,8)
3068 0 10
Март 4, 2015
14:32
Манга — не манго: не есть, а читать

Кажется, что очень много лет назад, я была буквально помешана на японских мультфильмах о «Сейлор Мун», созданных по мотивам работ Наоко Такэути. Как вы помните, их сюжет разворачивался вокруг жизни защитников древнего королевства — воинов в матросках, которые возродились в мире людей.

По сути это — простые японские школьницы, однако на самом деле они превращаются в героинь, названных в честь Луны и других планет Солнечной системы: Сейлор Мун, Сейлор Меркурий, Сейлор Марс и прочее-прочее. Как сейчас помню это эпохальное: «Я несу возмездие ...

Читать далее
3516 0 12


Новое
Автор: Катя Поликарпова (1,0) Ноя. 7, 2015, 16:41 Пришла))