Фев. 1, 2015
11:28

«Бабадук»: когда ты - монстр

Прочти о нем, услышь лишь звук -
И не исчезнет Бабадук.

Если ты не глуп и умеешь зорким быть,
То заполучишь друга, которого не забыть.

Зовут его мистер Бабадук,
И книга о нем, — он наш друг.

Услышишь скрежета звук,
А затем тройной стук:
Ба-ба-ба, Дук! Дук! Дук!

Живет на свете молодая женщина Амелия с шестилетним ребенком Сэмуэлем. Она работает в доме престарелых, зарабатывая на жизнь ровно столько, сколько нужно для того, чтобы не умереть с голоду: ни тебе шикарных праздников, ни ремонта в большом и пустом доме, ни путешествий с семьей в далекие жаркие страны.

Был бы у нее муж, все было бы по-другому, но он погиб в автокатастрофе почти семь лет назад, когда вез ее в роддом. Получилось, что в день рождения их сына женщина осталась совсем одна, поменяв одну любовь на миллион на другую. И теперь один день похож на другой, серые и пустые комнаты дома захламлены всякого рода одеждой и прочими скучными вещами, а в подвале хранятся десятки фотографий, предметы гардероба и прочие любимые вещи ее ушедшего мужа.

Сказать, что она по нему скучает — ничего и никому не сказать. За эти долгие годы у нее даже романа никакого не было: только работа, сын и сестра, которая не приходит на порог ее дома да и вообще старается поддерживать отношения с Амелией на минимуме эмоциональных затрат. Да, она читает ее странной, одинокой и психологически неуравновешенной женщиной с эмоционально нездоровым ребенком, который не общается со сверстниками, хулиганит в школе, постоянно сооружает какие-то странные орудия в борьбе против монстров и устраивает ор на всю округу, если ему не верят, что призраки существуют на самом деле.

Сэмуэль очень непростой мальчик, но его можно понять: рядом с ним нет мужчины, который мог бы воспитать его согласно требованиям времени. Несмотря на свой юный возраст, он считает, что должен нести ответственность за свою мать, которую некому защитить от пугающей опасности: злобных монстров под кроватью, ибо ничего страшнее в жизни для Сэма не существует. Он не знаком с несправедливостью мира, не знает о всех его подводных камнях, но в своем одиночестве с мамой несчастнее этого ребенка найти кого-то сложно.

Тем более, если на подсознательном уровне малыш ощущает, что мама его не любит. Здесь вполне подходит определение «формальная мама», которая растит его, кормит и поит, читает на ночь сказки, но когда тот засыпает, убирает его маленькие ручки от своего лица. Амелия не сознается самой себе, что винит сына за случившееся семь лет назад, ибо, как мы помним, потеряла любимого человека в его день рождения.

Да, она старается быть хорошей мамой, но стараться и быть — это разные вещи. Тем более, когда ты через весь экран ощущаешь это непреодолимое желание вырваться на свободу, пожить отдельно от сына, вернуться в то беззаботное прошлое, где ей было хорошо. Это видно по тем моментам, когда она, пока сын находится у ее сестры, а Амелию отпустили пораньше с работы, ходит мимо витрин супермаркетов, кушает мороженое, сидя на лавочке, и безгранично счастливо улыбается.

В школе у Сэма тоже не все гладко: не так давно он подрался с одноклассниками, ведет себя агрессивно, а потому учительский совет принимает решение поставить над ним надзирателя и изолировать ребенка от общества, как психически неуравновешенного. Система образования просто поражает, потому что никто не желает увидеть боль и страдания молодой матери, понять всю тяжесть ее существования, сложную атмосферу, витающую в семье, и помочь ей справиться с трудным ребенком. Тем более, что Сэму нужно всего ничего: внимание, уважение, возможность, чтобы его слушали, слышали и защитили от всего пугающего.

Вместо этого общество еще больше изолирует мать и ребенка, ограничивая их не только в общении, но и в поддержке, в эмоциях. Школа ставит крест на маленьком ученике, сестра Амелии игнорирует свою родственницу, относится к ней предвзято и даже с ненавистью, чему учит и свою дочь, которая регулярно дразнит Сэмуэля по поводу того, что его отец намеренно ушел от него на небо, чтобы просто не жить с таким «уродом». На работе же идет явная травля Амелии, которая не может дать любви и заботы старикам, исполнять свои обязанности с огоньком, а не как бездушная машина.

Зато на фоне серости и унылости жизни Амелии бушует яркая жизнь, полная любви, страсти, гармонии. Эти целующиеся парочки, разговоры знакомых о мужьях и путешествиях, праздники, которые устраивают знакомые и Амелии. Даже по телевизору, на который то и дело отвлекается женщина, как будто назло показывают все про любовь. Кто выдержит такой напор, если пространство даже заполнено любовью. а тебе не выделили и кусочка? Как растопить застывшее сердце, если никому и дела нет до твоей беды?

Когда в последний раз сестра спрашивала ее о муже, о том, что Амелия чувствует? Никогда. Да и сама женщина будто бы боится проронить хоть слово о своей потере в безвозвратную тишину. Никому, никогда - и потому нет ни любви, ни счастья, ни воздуха.

Откуда ей взять то самое тепло для работы и жизни, если она находится в эмоциональном стопоре, коконе, замкнувшись в своем одиночестве, горе и тайных страшных мыслях о том, что не любит своего ребенка? Она сама похожа на своих подопечных, застрявших во времени, прошлых воспоминаниях и том счастье, которое когда-то с ними случалось. Здесь ситуацию хорошо прочувствует Марина, которая долгое время работала в доме престарелых для больных деменцией и понимала, что иллюзии, в которых существуют ее старички — это их реальный мир.

Тук-тук, идет Бабадук!

И вот, когда ситуация накаляется до предела, а Сэм, рассказывая всем вокруг о своих монстрах пугает окружающих, а потом толкает свою кузину из детского домика вниз, отчего та разбивает нос, а Амелия на дне рождения племянницы выслушивает болезненную тираду посторонней девушки о том, как непросто живется «несчастным одиноким женщинам», в одинокую и брошенную семью врывается самый настоящий монстр.

Он появляется будто бы из ниоткуда, но из книги, неизвестно как оказавшейся на полке их старого дома - детская страшилка о злобном Бабадуке, который якобы знает все твои страхи и хочет ворваться к тебе в душу. Амелия постоянно утешает напуганного Сэма, говорит, что монстров не существует, но он ей не верит и продолжает собирать в темном подвале свои оружия против злобным демонов.

Да и сама Амелия не верит до конца в то, что Бабадука не существует. Потому что, когда Сэм наконец-то засыпает, она не может сомкнуть глаз, прислушиваясь к скрипам и шорохам в темноте. Она вообще, кажется, не спит, как и ее ребенок, потому обратиться за помощью к доктору, чтобы тот выписал для Сэма снотворное, кажется Амелии настоящим спасением. Ну и что, что после него сын становится сонливым, теряет аппетит, его регулярно рвет — главное, что он спит, а она не слышит его бесконечных истерик, не утешает его, и сама может наконец-то выспаться.

Страшную же книгу о монстрах лучше всего порвать и выбросить на помойку, но через несколько дней страшилка с Бабадуком вдруг снова окажется на ее пороге. Причем, склеенная так, что, читая ее страницы и видя картинки, Амелия понимает — монстр пришел не за Сэмом, а за ней.

И тут начинается самый настоящий психоз, потому что теперь Амелия не только не может, но и боится засыпать: только во сне она встречается с этим черным призраком в плаще и с когтями, который норовит укусить ее прямо в сердце. Она перестает выходить на улицу и выводить туда сына, не общается со старой бабушкой-соседкой, постоянно срывается на окружающих, и — как итог — вдруг начинает ненавидеть своего сына в реальности, а не только в мыслях.

Смотреть на это очень страшно и больно, особенно, когда она просто не контролирует себя и называет ребенка самыми последними словами. Амелия находится в неадеквате, и непонятно, что послужило тому виной — долгая травма и мучения, которые скрывались внутри нее все эти семь лет, или монстр Бабадук, который все-таки сумел проникнуть в ее голову.

Сэм боится ее и совершенно не зря, потому что однажды ночью Амелию прорывает: она сворачивает голову собачке своими руками, а потом начинает охоту за Сэмом. Ребенок хочет обнять свою мать, он поклялся защищать ее от монстров, да и она дала ему обещание, что никогда его не бросит. Но как это сделать, если Сэм понимает: мама — это уже не мама? Приходится, вооружившись своими приспособлениями, бороться с ней и убегать от нее по всему дому. Кто его знает, на что способен Бабадук, когда он вкладывает в руку матери большой кухонный нож?

Переживать и смотреть на это очень сложно, потому что, будучи матерью, невозможно представить, что можно так ненавидеть собственного ребенка. Да и еще и эта серая и унылая атмосфера дома, который похож на пыльную кладовую воспоминаний — в нем не делали ремонт уже семь лет, не обновляли ничего, а просто существовали все это время в плену своих эмоций и воспоминаний. Даже праздники сюда не приходят: ни разу Сэм не отмечал свой день рождения, потому что для Амелии это похоже на предательство.

Избавить душу от грязи

И вот, когда ты ждешь, что чокнутая мамаша может все-таки расправиться над своим беззащитным ребенком, вдруг наступает прозрение: Амелия наконец-то высвобождает себя от всего, что копилось внутри нее все эти годы.

Что послужило тому — признание Сэма, что они поклялись друг друга защищать или его испуганные и одинокие глаза? Его смелая попытка погладить маму по лицу, чтобы пробудить в ней человека, а не зверя? В любом случае, когда из женщины наружу вырывается в буквальном смысле болотная грязь, напичканная ее тайными мыслями и ненавистью, она вдруг осознает реальность: Бабадук — это она сама. Вернее то, что она так тщательно скрывала.

Монстр не исчезает за мгновение — скажу вам больше, он так и остается жить в том темном подвале, где Амелия хранит свои воспоминания о муже. Страшный, непонятный, злобный и очень больной в душе — да, Бабадук тоже умеет страдать. И разгневанная, доведенная до отчаяния в своей депрессии женщина оказывается для него более страшным препятствием, чем он сам, живущий в темном шкафу и пугающий детей.

Амелии еще далеко до того, чтобы победить его полностью, но по-крайней мере, теперь ее страхи живут только лишь в подвале, куда она спускается раз в день, чтобы накормить монстра дождевыми червями. Чтобы он снова затих, удовлетворенный, чтобы перестал мучить душу, чтобы спрятался в темном углу подвала.

Зато на улице ее ждет свет, воздух, свобода и любовь к сыну, которую она наконец-то испытала за эти долгие годы. И впервые за семь лет мать и ее ребенок обнимутся так крепко, что ты прочувствуешь всю их необходимость друг в друге и поймешь, что ненависть ушла. Ушла хоть и не так далеко, как хотелось бы — но больше скидывать маленькие детские ручки со своего лица Амелия не будет.

И день рождения у Сэма будут теперь тоже.

Постскриптум

«Бабадук» - это австралийский фильм ужасов Дженнифер Кент 2014 года, который на ужасы совершенно не похож. Это полноценная драма, повествующая зрителю о демонах, которые живут в голове одинокой женщины и ее ребенка. Той, которая винит собственного сына в смерти мужа, но верить в это тем не менее отказывается.

Бабадук — это не монстр, не призрак, не демон, против которого нужно читать заклинания. Это фольклорный персонаж, который появляется лишь для того, чтобы наконец-то разрушить глухоту и немоту Амелии, вытащить из нее внутреннюю грязь и наконец-то заставить мать и сына простить друг друга.

Общий же антураж подходит картине как нельзя лучше, хотя он и напрягает зрителя на протяжении всего фильма. Так же, как и окружение Амелии: у меня создалось такое впечатление, что всем крепко наплевать на ее судьбу молодой семьи. Нет вообще никого, на кого бы можно было положиться в этом горе: только если коллега Амелии и одинкокая старушка с болезнью Паркинсона, которая понимает всю трагедию молодой женщины и ее ребенка, но помочь ничем, кроме как своим теплом, не может.

Существует ли на самом деле мистика в этом фильме — вопрос, открытый для каждого. Зато семейная драма здесь живет точно: это беспросветная жизнь уставшей женщины, не способной исполнять как трудовые, так и семейные обязанности, причем, довольно не старой, но сексуально неудовлетворенной, печальной и не могущей повернуть свою жизнь в положительное русло.

Пресловутый монстр Бабадук, как мне кажется — это только лишь формальная причина трагедии, которая обязана была настичь этот старый дом, помочь Амелии переродиться, да так, что игра Эсси Дэвис меня лично ввела самый настоящий шок: это абсолютно две разные по темпераменту женщины — тихая и забитая несчастная одиночка и гневная, злобная, жестокая и одержимая стерва.

Сэма, роль которого исполнил Ной Уайзман, тоже поражает: его истерики и страхи настолько реальны, но так же невыносимы, что ты не знаешь, кому сочувствовать первую очередь: ребенку ли с такой расшатанной психикой или женщине, которая не может найти рычаги и силы внутри, чтобы это остановить. Сэм в своей неуравновешенности ничем не уступает матери, что даже кажется сначала, что мальчик частично или полностью умственно неполноценный — эти бесконечные крики, противостояние матери, неадекватное поведение при других людях — понятно, почему общество от него бежит, закрывая глаза.

Ты даже думаешь: почему мама не обратилась за психологической помощью раньше, но только потом, видя все обстоятельства драмы, осознаешь: поведение ребенка вполне осознанно, потому что он, как и его мама, не может найти в себе силы, чтобы пережить гибель отца, которого к тому же он не знал.

«Бабадук» - это странный, сложный, тяжелый, но очень четко выстроенный авторский фильм ужасов, который не предназначен для показа в кинотеатрах. Но если вы наткнулись на него в тишине и темноте, не бойтесь — посмотрите обязательно. Хотя быть потому, чтобы понять, насколько страшным и опасным для человека и его окружения могут быть непризнанные страхи и затяжная депрессия. Тем более, когда речь идет о любви к собственному ребенку.

Как гласит одна из рецензий, которую я прочитала после просмотра: «Бабадук» оставляет о себе память, от которой так просто не избавишься». И это большее, что можно сказать в качестве крайнего слова.

Автор: Ольга Урбан (2302,2) 13302 0
Добавить в избранное
Подружиться с автором
Комментарии (6) Написать комментарий
  • Ольга Храмушкина(663,7) Фев. 1, 2015, 17:01 # 2
    Интересно написано, прочитала всю статью, хотя фильм смотреть не буду. Вообще не люблю такие фильмы смотреть, про ужасы, особенно связанные с внутренним миром. Как-то хватило мне "Сияния", после него ничего такого не смотрю.
    • Ольга Урбан(2302,2) Фев. 1, 2015, 21:30 # 0
      Спасибо за оценку) Знаешь, мужу фильм не понравился - он не увидел в нем драмы, хотел ужастики, а я рассмотрела через призму отношений. Тяжеловато было оценивать.
  • Марина(1815,8) Фев. 1, 2015, 22:17 # 2
    Какой ужас пережили мама и сын. А бабадук, значит, и сейчас живет в подвале? Как же с ним жить, зная, что он прячется в подвале? Я не люблю уэастиков с участием детей, как и Оля Храмушкина. После Стивена Кинга с его "Кладбищем домашних животных" я перестала читать его, и смотреть такие мистические истории. Хотя это раньше был мой любимый автор. Хорошая рецензия, обстоятельная.
    • Ольга Урбан(2302,2) Фев. 3, 2015, 20:24 # 1
      Спасибо! Да, живет, представь такое соседство? В Австралии ведь все вверх ногами: монстры под домом - это норма
  • Евгения(338,6) Фев. 3, 2015, 17:39 # 1
    Жутковато, тяжело и интересно) Надо будет присмотреться к этому фильму, хотя сейчас я не готова к такому опыту.
    • Ольга Урбан(2302,2) Фев. 3, 2015, 20:24 # 0
      Если настроение серое, то пока не нужно. Депрессивный фильм, но смысла в нем достаточно.

Похожие посты


Фев. 12, 2015
12:35
Любовь с обязательствами: бесценные подарки на День Святого Валентина

Многие не отмечают День Святого Валентина и вообще не замечают этот праздник потому, что считают его коммерческой уловкой. Мол, это повод раскошелиться лишний раз, и магазины используют этот повод на полную катушку. Это действительно так. Но совсем не обязательно идти у этого на поводу, как необязательно дарить дорогие подарки. Подарки могут быть и вовсе бесплатными, но при этом — бесценными. Ведь наша любовь, внимание, душевное тепло — бесценны, и это самое главное, что мы можем подарить своим любимым и близким.

Интересная акция ...

Читать далее
Авг. 9, 2014
23:09
Роль географии в нашей жизни...

Вся наша жизнь связана с географией. Я родилась и выросла на западе Казахстана. Домашняя девочка, у которой в жизни были только книги и фортепиано. В старших классах я уже поняла, что хочу стать журналистом, поэтому профилирующим предметом выбрала литературу. 

Пока я оканчивала школу, журфак в университете в моем городе закрыли, так как он не прошел аттестацию. И со своей литературой у меня не было особого выбора куда поступать… разве что только в музыкальное училище…

Позже выяснилось, что семейный бюджет не ...

Читать далее
Автор: Назгуль (6,2)
4354 0 7


Новое
Автор: Катя Поликарпова (1,0) Ноя. 7, 2015, 16:41 Пришла))