Feb. 1, 2015
21:21

«Пока ночь не разлучит»

В больших городах новые красивые элитные заведения открываются чуть ли не каждый день. По-крайней мере, раз в месяц — это точно. И буржуазная прослойка общества, состоящая как из выходцев из коренных богачей, вскормленных молоком альпийских коз, так и просто прорвавшихся в стан подстилок богатых мужей, творческой интеллигенции и прочего сброда считают своим долгом быть на его открытии и сделать это место — местом личностного роста и процветания. Мол, тут я был, мед пиво пил, по усам текло и за воротник попало.

Речь в фильме «Пока ночь не разлучит» идет как раз таки об одном модном московском ресторане, выполненном в строгом культурном русском стиле с винтажными вставками в обоях, зашарпанной стариной и арфисткой посреди зала. Официанты обязаны здесь обращаться к клиентам не иначе, как Сударь и Сударыня, «Будьте любезны» и «Что желаете отведать?».

На кухне при этом работают самые настоящие гастарбайтеры и выходцы из стран Средней Азии, которые не говорят по русски, но очень хорошо готовят под руководством восточного су-шефа. Он вроде бы и на их стороне, учитывая его происхождение, но статус не позволяет общаться со подчиненными на равных, потому главный по тарелочкам и блюдам постоянно кричит, оскорбляет персонал и подгоняет их ленивый зад.

В ресторане работают два официанта: толстый и тонкий, молодой парень и мужчина в возрасте, которых, впрочем, объединяет одна большая дилемма: они мучаются от пылкой любви. Взрослый — к своей собственной жене, с которой битый час и не один телефонный разговор выясняет отношения, и молодой — к жене чужой, с которой встречался накануне и никак не может отойти от объятий жаркой ночи. У парня до сих пор все «стоит, горит», а любая фраза сводится к безудержному сексу на супружеских простынях.

Но все что-то не клеится. Потому что у замужней дамы то муж с работы возвращается, то ребенка надо из садика забрать, и в результате, бесконечно много раз выбегая из зала под громкие вибрации своего телефона, парнишка то окрыляется возможностью провести с любимой еще одну горячую ночь, то снова погасает в своих надеждах и надевает только что снятый пояс официанта.

Второй же, взрослый мужчина, тоже постоянно удаляется из зала, чтобы наконец-то разобраться с женой: почему она вылила ему на брюки чай и было ли это актом предательства ее любви к нему. Потом мужчина жалуется на то, что его «мечта умерла», бросает телефон на пол и то называет супругу полной дурой, то признается ей в пылкой любви. В общем, не до работы ни одному, ни второму, а она на самом деле должна кипеть, ибо ресторан забит по самые уши — он же новый.

Скажи мне, кто твой друг

В зале собрались десятки абсолютно разных, но одинаково безликих людей, которых мучают вопросы денег, славы, неразделенной продажной любви и возможности присунуть кому-нибудь свое красивое, но бедное тело.

Сначала мы видим молодую девушку, явно не так давно выбравшуюся из далекого села, где она крутила коровам хвосты, а теперь сидит в модном ресторане и строит из себя цацу. Она никак не может решить, с кем же ей остаться на самом деле: с мужем, от которого у нее двое капризных дочерей, с которым есть надежда на будущее и постоянный доход, но проку от него нет ни грамма — даже столик в ресторане нормальный заказать он не мог; или отправиться в объятья другого, молодого любовника, который хоть и не так надежен, зато свеж, как морской бриз. Желательно при этом оставить дочерей на мужа, потому что девушке они жить мешают.

Но пришедший на празднование своего юбилея (представьте себе!) муж не станет дожидаться, когда молодая и избалованная провинциалка вместе со своей мамой начнут высказывать ему недовольство по поводу столика и прочей ерунды. Он смертельно устал и от нее, и от детей, которых воспитывает в том же ключе капризная «интеллектуала», жадно поедающая улитки при помощи вилки (а ей хотелось бы есть их рукой).

Он не слушает их вшивых поздравлений, брошенных в его сторону лишь кивком головы, не отрывая рта от шампанского и улиток, а бросает резкое: «Чтобы в понедельник ни тебя, ни твоей мамы — никого в моем доме не было, и меня не интересует, куда вы поедете», удаляется прочь. А цаца так и сидит с открытым ртом, в который только что положила порцию улитки. Красивый кидок, ничего не скажешь!

Еще одна довольно милая история разворачивается у столика напротив, где сидят две модных взрослых барышни и обсуждают какой-то умный медицинский проект с молодым специалистом. На вопрос: «Будут ли они кушать» одна из женщин отвечает: «Мы ели беляши». Уверена, что эта фраза из фильма войдет в народ наряду с такими, как «Чей туфля?» и «Я тебе один умный вещь скажу, только ты не обижайся».

Тут же заседают за столом две девушки в темных очках, которые от поверхности деревянной и головы оторвать не могут. Сидят и молчат, пока официант обслуживает их, ставит столовые приборы, раскладывает салфетки, и — наконец-то — приносит им по бокалу пива. Барышням плохо — у них похмелье. Причем той, что помоложе, нужно только пиво, а вторая, приходящая в себя гораздо дольше, пытается втолкнуть в своей уставший живот еще и кремовый суп с углеводами: «Дай хлеба, организм хлеба просит!».

Еще одни дамочки — явно провинциалки, приехавшие в Москву уже пять лет назад, выбрались в крутое место удивительным образом: сами, безо всякого сопровождения. Но их выдает именно простота, с которой они глядят на окружающее их пространство. Они не чета тем прожженным фифочкам, которые при подростке-девочке ведут умные разговоры на тему: «Какой должна быть современная женщина: проституткой или целомудренной», и что «Сосать нужно правильно, чтобы был результат».

А вот и беременная барышня, которая звонит своему мужу по телефону и рассказывает, что на этом УЗИ уже все видно — не то, что три недели назад. И затем восторженно просит принести официанта чая и водочки.

В углу ресторана сидит клиент, которого играет скандальный Сергей Шнуров, но в общем балагане страстей именно этот человек и кажется зрителю самым адекватным. Он не кушает, не пьет водку — потому что противно, не разговаривает почти ни с кем, только с ненавистью поглядывает на арфистку, которая с проникновенным лицом играет что-то классическое, украшая гнилую атмосферу ресторана культурным наследием предков.

Спасение утопающего?

В этот момент на кухне закипает новый котел: милиция арестовала одного из поваров и работа может встать прямо посреди рабочей ночи. Су-шеф предпринимает отчаянные и тщательные попытки, чтобы спасти «задницу» коллеги, но никто не разговаривает с человеком, имеющим акцент, адекватно. Ни пирогами не заманишь доблестных стражей правопорядка, ни вином, ни домино.

Набрав сотни номеров телефонов бравый повар все-таки находит выход, узнав, что его коллегу задерживают в РОВД незаконно — с российским-то паспортом! И тогда он применяет тактику «наезда» и запугивания, вновь набрав номер Гриши - того самого милиционера из отделения - и объяснив ему, какие люди за ним стоят. Только услышав волшебное слово «икс и пошел ты на эту букву» милиционеры отпускают повара и тот возвращается в ресторан.

Ждет ли его кто-то так сильно, как молоденькая посудомойка, что весь день собирала для него остатки вкусной еды из тарелок гостей? Плевать он на нее хотел — это система отношений в узбекских семьях: муж — голова, а жена и головы поднять на него не может. Однако их странная история отношений выглядит при этом вовсе не нелепо — здесь есть эмоции, здесь кипит накал и льются слезы, тогда как в зале люди пьют, едят и похмеляются.

Кстати, тут принято доедать за другими: и пример покажет тот самый взрослый официант, который осберет оставшиеся устрицы с только что принесенной им самим тарелки. Лимончиком сверху польет - и вот уже не видно. что ее кто-т о кусал. Правда, кусок официанту в горло не полезет: то ли от пренебрежения к восточной музыке, которую исторгает телефон повара, то ли к нему самому, учитывая национальную принадлженость. Голодный останется дяденька и снова пойдет работать в зал.

Там же все кушают, говорят, решают дела, кто-то кого-то даже успевает заказать в прямом смысле слова. Вот та доморощенная модная поэтесса узнает в молоденьком парне своего суженого, только он отворачивает от нее голову в блевотном порыве, а вот эти культурные наследники города, изрекающие из уст своих то странные стихи, то слова об архитектуре и искусстве, не могут насобирать денег на что-то большее, чем бизнес-ланч.

Два официанта: молодой и старый, все бранятся и любятся со своими ненаглядными, причем так крепко, что начинают надоедать и друг другу, постоянно сталкиваясь в проходах. Они и подсобку для разговоров постоянно делят, и будто бы у них даже одна любимая на двоих. В конце концов, когда терпению взрослого «клоуна» приходит конец и он, вместо того, чтобы театрально показывать клиенткам историю приготовления тирамису, срывается на крик и чуть ли не брызжет им в лицо слюной, в зал ввозят молочного поросенка.

Причем, сделает это молодой официант, который нечаянно наткнется на взрослого, отчего тот просто лопнет по швам и толкнет коллегу по цеху в грудь. Юнец не выдержит такого отношения, потому что его плоть тоже думает только о неудавшемся ночном свидании, и он дает дяде ответного леща. Первый — второму, второй — первом, пока вдруг не вцепятся они друг другу в грудь и не завалятся на близлежащие столы.

И тут попрет она, родимая, культура и натура из столичных людей! В драку ввязываются все: и давние похмельные подруги, и молодые бизнесмены, и люди искусства, и провинциалки, и богатые красивые холеные дамы. Рвать друг другу волосы, битьв  лицо, срывать одежду и украшения, елозить по полу и окунать в тарелку кремового супчика...

И в этой суматохе лиц мы будем якро видеть одно: Сергея Шнурова, несущегося сквозь вцепившиеся друг в друга ряды, чтобы наконец-то долететь за пару секунд до арфистки и вмазать ей прямо в нос. А потом пнуть ногой арфу, вернуться за свой стол и спокойно влить в себя целый графин водки. Такая атмосфера его устраивает намного больше.

Постскриптум

Фильм Бориса Хлебникова «Пока ночь не разлучит нас» вышел в прокат в 2012 году. Слоганом киноленты выступила фраза: Вкусные и реальные истории большого города. Но в принципе, это фильм о жизни — такой, какой она бывает, когда переедаешь сладкого.

Та любопытная деталь, на которой происходит развязка фильма «Пока ночь не разлучит нас» - молочный поросенок, возникла в нем неслучайно. Это многозадачный жест, при котором люди в золотых одеяниях превращаются в самых настоящих свиней. То самое ружье, которое висит на сцене во время пьесы и обязательно стреляет хотя бы в воздух.

И мы понимаем, что кино о том, как живет большая часть великого и славного города, попахивает душком и плесенью — в прямом смысле этого слова. Потому что диалоги и ситуации, сложившиеся на экране, могут у нормального человека вызывать только два чувства: смех и отвращение.

Самое интересное, что эта картина была основана на реальных диалогах, которые специально засланные корреспонденты подслушали в московском ресторане «Пушкинъ». Беседы записывались и потом без изменений вставлялись целыми кусками в сценарий. Создателям фильма осталось придумать только связующее звено: тех самых официантов, неприязнь которых и помогла раскрыться окружению на двести баллов.

Шнуров, кстати, вмазавший арфистке — придумал эту блестящую роль самостоятельно, и взял ее так же из личного опыта: в ресторане «Пушкинъ» действительно играла на арфе какая-то дама и своим творчеством очень бесила рок-музыканта. В реальности она, конечно, не пострадала, а вот в кино — очень.

Конечно, режиссер картины Хлебников нив коем случае не намекает зрителю на то, что ему стоит негативно относиться к богатству и хорошей жизни. Другое дело — как ее прожить и что после себя оставить, жрать ли ложками устрицы и думать, на кого спихнешь детей, или же бить в нос надоедливой арфистке. Потому что та публика, которая сидит перед «нами» - она «мерзковатая», и когда она всей своей душой бросается в общую драку, это ощущение только усиливается.

Если говорить в общем, то фильм был снят с большой любовью к человеку в общем, но думающему и чувствующему — в основном. Да, в нем много иронии, сарказма, детальных подробностей пошлоты и грубости, но это — жизнь, история, которая показывает нам самих себя со стороны. Другое дело — будут ли сделаны какие-то выводы или же обезьянка так и будет грешить на зеркало, а не на саму себя? Поживем и увидим, а фильм обязательно посмотрим.

Автор: Ольга Урбан (2302.2) 2200 0
Добавить в избранное
Подружиться с автором
Комментарии (4) Написать комментарий
  • Анна(598.1) Feb. 3, 2015, 18:06 # 1
    Достоевщина XXI столетия... Или Булгаковщина? Наверное, больше второго? Хотя если обратить внимание на фразу: "... фильм был снят с большой любовью к человеку в общем, но думающему и чувствующему" - это, скорее, Достоевский.
    • Ольга Урбан(2302.2) Feb. 3, 2015, 20:23 # 1
      Никто, кроме тебя не заинтересовался, а зря) Арфистку знатно рубанули. Только это не Достоевский: то ж не студент с топором, а Шнуров с пустыми руками
      • Анна(598.1) Feb. 3, 2015, 21:32 # 1
        Но на Булгакова этот бедлам немного смахивает или мне показалось?

Похожие посты


May 31, 2015
11:05
Иллюзии жизни

Иллюзии есть у каждого из нас, они необходимы для того, чтобы оправдывать наше бездействие. Или наоборот, наше рвение, но безуспешное. Реальность кажется не такой требовательной, и можно увильнуть от ответственности и своих же решений.

С одной стороны, иллюзии облегчают жизнь, а с другой представляют опасность тем, что человек останавливается в развитии. А мечты так и остаются мечтами.

Есть немало самых популярных иллюзий или другими словами, «отмазок». Вот мне удалось вспомнить и проанализировать семь наиболее распространенных. Возможно, ознакомившись с ними, кто-то ...

Читать далее
July 1, 2014
17:42
Будапешт – два в одном или первое осознанное путешествие в Европу. Часть первая – обще-ознакомительная

Давно я не писала свои путевые заметки – признаюсь, утомилась от этого дела. Взяла паузу и отдыхала на статьях другой тематики. И вот пора вернуться к освещению европейских достопримечательностей. Сегодня хочу рассказать о столице Венгрии Будапеште – по сути, это первая европейская осознанная поездка, совершенная несколько лет тому назад. Захватила она и другие города, но о них в следующий раз.

Будапешт – это не только столица Венгрии, но и наиболее крупный город страны. В нем проживает более 1 млн. 800 тыс. человек и ...

Читать далее


Новое
Автор: Катя Поликарпова (1.0) Nov. 7, 2015, 16:41 Пришла))