Фев. 16, 2015
11:05

«Майор» Юрия Быкова

Не так давно я писала вам о режиссерском творении Юрия Быкова под названием «Дурак». Не знаю, читали ли, но мне бы хотелось, чтобы вы познакомились с его творчеством, поскольку уже вторая вещь, увиденная мной и принадлежащая его видению, цепляет меня до глубины души. Возможно, это в характере Быкова: показывать зрителю другую сторону реальности, о которой все знают, но молчат. О той, которая может называться простым и не броским: «Да как их Земля носит?». Итак, фильм Юрия Быкова 2013 года под названием «Майор».

Начало начал...

Итак, по другую сторону реальности живет майор полиции и заместитель начальника УВД Сергей Соболев, жена которого находится в роддоме соседнего города. Рано утром в их квартире раздается звонок: начались роды, и будущий счастливый отце садится за руль своего автомобиля, чтобы рвануть на всех порах к любимой женщине и ребенку.

Он очень торопится, а потому на заснеженной, покрытой льдом дороге, пару раз чуть ли не попадает в аварию, но чудом успевает проскочить. Со скоростью почти в 100 километров в час даже в ранее утро можно наломать дров, однако два предупреждения для Соболева, который в жизни ориентируется только на факты, ничего не значат.

И вот, вывернув из-за поворота, майор полиции вдруг видит женщину и ребенка, которые переходят дорогу. По всем правилам дорожного движения, по пешеходному переходу, стараясь попасть на остановку, чтобы успеть на подъезжающий автобус. Ранее утро, вы ведь помните, да и знак ограничения скорости стоит на защите маленькой семьи.

Соболев видит, что до «цели» остаются считанные метры. Но тормозить он боится, потому что гололед, а потому старается ликвидировать возможные последствия резким маневром в сторону обочины. Только маленький мальчик Коля, находящийся уже на той стороне дороги, не слышит ни мать, ни ее истеричных криков, ни скрипа тормозов, и бежит ровно в ту же точку, где через три секунды окажется машина майора. Чтобы еще через пару секунд лежать под колесами его автомобиля.

На дороге стоит полнейшая тишина: мать, находящаяся в шоковом состоянии, которая не может двинуться с места, и Соболев, который, очухавшись после удара и выглядывая за капот своей машины, понимает, что он натворил. Вылетев из автомобиля и еще раз убедившись в содеянном, он тоже впадает в некий транс, но по другой причине: что теперь делать, как избежать наказания? Тем более, что на той стороне дороги лежит женщина, упавшая в обморок.

Но вместо того, чтобы вызвать скорую помощь и помочь придти потерпевшей в чувства, он хватает ее под руки и заталкивает в машину, а потом закрывает ее на ключ. Затем майор набирает номер телефона Павла Коршунова, своего помощника и, обрисовывая ситуацию, просит его о помощи. В трубке раздается: «Свидетели были?», на что майор отвечает: «Нет», попутно забирая у пришедшей в себя женщины телефон, чтобы она не могла кому-то позвонить.

Здесь зритель, оказавшийся в шоковом состоянии, глядя на эту ситуацию, уже начинает понимать, какие законы и правила вступают на тропу войны с «потерпевшими». Но это еще цветочки, скажу я вам, потому что ягодки будут впереди, и расти они станут по нарастающей, как снежный ком.

Завязка сюжета

Приехавшие на место оперативник Павел Коршунов и сотрудник ДПС Меркулов оценивают ситуацию «по достоинству» и предлагают испуганному Сергею помочь в решении ситуации, поскольку находятся в его личном подчинении, работая с ним в УВД. Соболев соображает плохо, но он отдает себе отчет в том, что дело тут пахнет подлогом и изменением показаний, однако сейчас он согласен на все. У него ведь жена рожает, ему нужно торопиться.

Выпустив из машины мать погибшего ребенка и убедившись в том, что мальчик уже умер, Меркулов старается удержать женщину, пытающуюся вцепиться Соболеву в лицо и кричащую о том, что он смотрел, как умирает ее ребенок, но даже не попытался вызвать скорую, а запер ее в автомобиле. ДПСник отводит мать в свой автомобиль, где предлагает ей глотнуть алкоголя, чтобы придти в себя — бутылка, кстати, предоставлена сотруднику заботливым Коршуновым.

Вы уже понимаете, для чего это нужно продажному менту? Смысл поступка становится ясным через пару минут, когда в машине вызванной скорой помощи у женщины берут кровь на анализ (на наличие в ней алкоголя) независимые эксперты, а она, видя, как тело ее сына несут мимо кареты скорой помощи, постоянно хлопается в нервный обморок.

Сейчас я пишу эти строки, но мне невообразимо больно, потому что я в деталях помню эту трагическую кино-картину. И все моменты, которые переживает горем убитая женщина, и равнодушие полицейских, и их «безграничные возможности». Просто я пытаюсь сейчас максимально абстрагироваться от собственного восприятия и показать вам картину такой, какая она есть.

В общем, женщину увозят, а оперативник и майор уезжают на автомобиле по направлению к Рязани, но тут же разворачиваются, поскольку поступил приказ от начальника УВД: ехать к нему и решать проблему. На месте седовласый и властный мужчина, с аппетитом уплетающий борщ, будто бы ничего особенно не произошло, объясняет сослуживцам, что именно они должны сделать, чтобы дело не «прокололось»: слишком много не состыковок в работе отдела полиции, которые могут вскрыться, если к ним нагрянет проверка. При этом он говорит, что ему все равно, кто виноват, главное, чтобы дело не попало в область.

Нужно не дать довести дело до суда, а потому необходимо «сломать» Ирину Гуторову, мать ребенка, чтобы она подписала признательные показания, в которых виновной в смерти ребенка будет она, а не майор Соболев: по результатам анализа крови она находилась в алкогольном опьянении и не смогла вовремя среагировать на появление автомобиля, движущегося со скоростью... 60 километров час, то есть не нарушающего ПДД. Причем, поручают сделать это Коршунову, как более умному оперативнику, ибо до Соболева вдруг начинает доходить: он не только забрал у матери ребенка, но теперь по его вине женщина не сможет доказать свою правоту.

Нужно сказать, очень позднее, и мы даже остро поспорили на эту тему с мужем, который, видимо, не заметил всех деталей ситуации. Он утверждал, что совесть майора всегда была при нем, просто его «заставили» так поступить, а я твердила ему, что если бы Соболев изначально повел себя не как мент и мудак, а как нормальный человек, то не стал бы запирать женщину в машине, вызвал бы скорую, которая могла бы спасти (возможно) ребенка, и дал бы себя арестовать на месте.

Об этом спорят и зрители в своих рецензиях, которые обвиняют майора в изначальном малодушии. Как еще можно решить вопрос по доброму, если на кону стоит смерть мальчика? Договориться за деньги? Уговорить мать отказаться от показаний? Подарить ей цветы и шоколад? Бред полнейший, о чем тут вообще можно спорить!

Но Соболев не унимается в своих муках совести и просит Коршунова не ломать мать, а отпустить ее с миром. Мол, виноват — посижу. Угу, какой правильный. Вот и сидит он, закрытый в УВД на случай проверки: «Где виновник?», «А вот он сидит», Оперативник Павел же в это время привозит в отдел мать погибшего ребенка и ее мужа, чтобы она подписала протокол с места происшествия.

Но только они заходят в кабинет Коршунова, как тот начинает их прессовать по всем правилам «закона»: показываем матери результаты анализа крови, где написано, что она была пьяна. Гуторова кричит на опера, что не подпишет такой ереси, а он в ответ начинает бить ее мужа и заявляет: «Ударю еще раз — дураком будет, а себе синяк поставлю и напишу, что он оказал сопротивление при допросе».

Ирине приходится подписать липовую бумажку, чтобы от ее семьи отстали, но ее муж не оставит дело в покое. Пока Коршунов идет вызволять майора из клетки, он идет к себе домой, приносит ружье и, взяв в заложники двух человек на проходной, требует выдать ему Соболева на расправу. В УВД идет самая настоящая паника, потому что на линии огня находятся все сотрудники, а свидетелей происходящего у окон очень много.

Соболев же, отказавшись вначале выйти, потому что чувствует свою вину (ага, мы это помнили) и наехав на Коршунова за то, что тот все-таки заставил женщину подписать показания, выбегает в коридор под звуки выстрелов и криков, но боится выйти к отцу погибшего ребенка, потому как тот его сразу пристрелит. К потерпевшему решается выйти оперативник Бурлаков, который не так давно прикрыл другое дело — тоже по требованию начальника: мужчина, лежащий в коме в результате наезда на него патрульной машины, был обвинен в нападении на сотрудника.

И мы понимаем, почему так сильно начальство пытается вызволить Соболева из плена даже помимо его «воли»: если дело дойдет до суда и нагрянет проверка, то с плеч полетят десятки голов. Ибо в этом «гадюшнике» нет ни одного чистого, а не кидают милиционеры (по словам героев фильма) только своих. Коршунов же в этом смысле — настоящий «герой», Черный Плащ, летящий на крыльях ночи, позабывший обо всех законах человечности и четко выполняющий все приказания свыше.

Бурлаков, который в это время вышел к разгневанному отцу, потерявшему ребенка, пытается уговорить его сдаться, но в результате потасовки получает пулю в живот и умирает на глазах коллег. Гуторова же, скрутив ему руки за спиной, унесут в камеру, где жестоко пинают человека до полусмерти: это слышно по звукам сапогов, бьющих мужчине по лицу, животу, бокам, спине и так далее. И только Соболев находится в состоянии тяжелого шока, потому что (и это странно, верно?) на его совести уже две человеческих жизни и на волоске от смерти висит еще одна.

Развязка сюжета

Как разрулить ситуацию, если теперь он уже не руководит «операцией»? А надо что-то делать, потому что по приказу начальника РОВД Коршунов стреляет в упор в Гуторова, а всем объявляет, что тот был застрелен в результате схватки с Бурлаковым, когда пытался ворваться в здание УВД. Если кто «пикнет», как он выражается, он всех потащит за собой, ведь «не первый день работает вместе». А пока он возьмет с собой еще двоих сотрудников и направится в сторону дома Ирины Гуторовой, чтобы убить и ее. Нет свидетелей — нет проблем.

На протяжении всего фильма один шок следует за другим, но особенно ты поражаешься тому, насколько человеческая жизнь «незнакомого» полиции человека, обесценивается на глазах. Что мальчик, которого сбили на скользкой дороге, виноват в своей гибели сам, что его мать, убитая горем и постоянно падающая в обморок, на самом деле — пьяница и падшая женщина. Что ее муж на самом деле просто сошел с ума и напал на ни в чем не повинного человека при исполнении... Можно что угодно привязать к кому угодно, и тому, кто это сделал, абсолютно ничего не будет.

В этом фильме страшно все и сразу: и милицейский ежедневный «быт», и циничность, и чувство собственной безнаказанности, которой бравируют господа полицейские, и их спонтанные, но четко выстроенные жестокие решения, и то, что их поступки в конце концов ты начинаешь выстраивать в какую-то логическую цепочку. Нет, не искать оправдания, а будто бы, получив возможность подглядеть в замочную скважину серых будней милиции, понять, почему они так себя ведут, что ими движет и на какие вещи они способны.

В общем, пока Коршунов со своими товарищами едет к Гуторовой, его опережает совестливый Соболев, который похищает женщину прямо из под носа коллег и увозит в заснеженную степь. Там он связывается с сотрудником ДПС Меркуловым, «принявшем» утреннее происшествие и просит его рассказать «официальную версию УВД». По ней Соболев, сбежавший из под стражи и захвативший свидетеля, объявлен в розыск и его преследуют, потому что он завалил уже несколько человек, а теперь «убил» и Ирину Гуторову.

За секунду оперативник, который, будучи участником системы, вдруг решил пойти против нее, оказывается по другую ее сторону — на той самой обочине жизни, где стоял сбитый им маленький мальчик. И теперь за ним идет охота. Поэтому он берет в заложники Меркулова и, отправившись с ним на его дачу, заставляет сотрудника позвонить в ОБЭП и сообщить всю правду. ДПС-ник в шоке, потому что Соболев подписывает смертный приговор не только себе, но и ему.

А пока обманутый Соболев и Ирина Гуторова ждут помощи, у них завязывается очень интересный разговор, где потерпевшая, услышав все тайны УВД заявляет, что все полицейские — уроды и мудаки. Мол, как их Земля носит? На что Меркулов вдруг произносит такую фразу, от которой начинает звенеть в ушах: «Также, как и тебя. Сбей твой муж кого-то на улице, ты бы его повела в милицию?».

Молчит мать, молчит Соболев, молчу и я, не осмелившись поднять голову на такую реальность. Потому что беда не в том, что менты так решают человеческие судьбы, а в том, что они могут это сделать. Человеческая слабость и пороки остро обнажаются в тот момент, когда случается непредвиденное, а если у тебя есть при этом и власть, то ты не откажешь себе в ее «помощи».

А потом будет все так, как и должно было случится: прилетевший на крыльях Коршунов намекает Соболеву, что если он не застрелит Гуторову, то он поедет в Рязань и убьет его жену и ребенка. Пока майор ведет женщину на расправу и размазывает сопли по лицу, как будто это у него утром отняли самое дорогое, Коршунов застрелит Меркулова, потому что он мог что-то растрепать Соболеву. Потом он пойдет на берег реки, где совесть не позволяет майору выстрелить в женщину, хотя она со спокойствием и смиренностью на лице просит его об этом, и сам стреляет ей в затылок.

У майора всего три часа, после чего на место приедут ОБЕП или как-там оно называется, а потому ему лучше бежать. Так говорит Корушнов, заявляя напоследок: «Надо было разобраться с ней еще там, на месте, да я пожалел».

Финальная часть картины отнесет нас на заледеневшую дорогу, по которой идет майор и ловит машину, что довезет его до Рязани к любимой жене и родившемуся ребенку.

Постскриптум

В конце своего рассказа я хочу сказать не о том, как справились со своими ролями актеры и не о том, насколько сильное впечатление произвела на меня лента.

Скорее о том, что это фильм о человеке и его слабостях, его совести и мериле истины и справедливости, и что, когда он находится в критической ситуации, он все равно может и должен делать выбор. В этом смысле легко живется только Коршунову, за которого все давно уже решили: ему приказали — он выполняет. Человеческие чувства ему не подвласты и не знакомы, а потому и говорить о выборе не приходится.

Стоит только отметить то, что выбор у всех есть — всегда, а выбор главного героя, майора Соболева, стоил ему пяти человеческих жизней.

Автор: Ольга Урбан (2302,2) 2168 0
Добавить в избранное
Подружиться с автором
Комментарии (1) Написать комментарий
  • Анна(598,1) Фев. 17, 2015, 00:12 # 0
    Во все ситуации любой человек попадает по какой-то причине и с какой-то целью. Иначе теряется суть и связь, а остаются только явления - жестокость, бессовестность и т.д. Надеюсь, в фильме есть эта связующая нить, потому что если весь смысл - просто показать беспредел, который творится, то можно набраться только отрицательных впечатлений, приобрести чувство страха перед реальностью, утратив попутно веру.

    Я посмотрю фильм

Похожие посты


Март 18, 2014
15:21
Бес совести

Я была плохой внучкой, я знаю. И сейчас пишу здесь не для того, чтобы как-то оправдаться или услышать слова, позволяющие моей совести осесть на дно.

Скорее, эта статья выливается из меня только по одной простой причине: мне дико стыдно за то, что я была такой.

Своего первого дедушку я практически не помню. Он ушел из жизни более 20 лет назад, в августе месяце. Когда в нашем доме раздался телефонный звонок, а моя мама после него долго и безутешно плакала, я ...

Читать далее
2826 0 9
Апрель 2, 2015
13:40
Есть ли совесть у копирайтера?

Если мне не изменяет память, копирайтером я работаю уже три года. До этого пробовала себя на поприще блогосферы, а еще до того работала то в рекламе, то в журналистике, описывая то товар, то услугу, то заведение.

Любая из этих профессий, как ни крути, неизменно связана с острым словом, которым пишущий человек жжет сердца людей. И не обязательно это будет тот самый глагол.

У копирайтера ведь как? Есть какая-то область знаний и навыков, которыми он с успехом пользуется - то бишь занял ...

Читать далее
2297 0 14


Новое
Автор: Катя Поликарпова (1,0) Ноя. 7, 2015, 16:41 Пришла))