Фев. 24, 2015
17:38

«1+1». Неприкасаемым может быть каждый

«1+1», оригинальное название «Неприкасаемые» - французский трагикомичный фильм 2011 года, основанный на реальных событиях. Главные роли исполняют Франсуа Клюзе и Омар Си, удостоенный за эту актёрскую работу национальной премии «Сезар». Картина была удостоена номинаций на премии «Золотой глобус» и BAFTA в этой же категории. Википедия

Афроамериканец Дрисс спустя полгода появился на пороге дома, в котором он жил вместе с тетей и десятком детишек мал-мала и еще меньше. Никто не знал, где парень пропадал, однако слухами земля полнится, и то, что Дрисса на полгода посадили за решетку в наказание за взлом ювелирной лавки, женщина, воспитавшая своего племянника, узнала от соседей.

Узнала и выгнала его за дверь, потому что у нее нет сил в одиночку кормить целый взвод детей, когда никто из них не работает, а старший, на которого еще можно было возложить надежды, промышляет криминалом и не думает о собственном будущем. Выгоняет с болью в сердце — хоть и не мама она ему, а тетя, но любит его, как родного, но заблудшего щенка.

Дриссу нравится такая жизнь, потому что работать он не любит, а живет за счет государства на социальное пособие. Именно за этим: справкой об отказе, которая позволит ему продолжать сидеть на шее других людей, он и обратится в дом аристократа Филиппа, жизнь которого круто изменилась после падения с парапланом.

Пафосный дом и много правил

Теперь он парализован до самой шеи и не чувствует ничего, кроме лица. Однако беспокоит его даже не то, что он не может сам себя обслужить или быть полноценным членом общества, а то, что некоторое время назад он потерял кое-что большее: жену, которую любил, как саму жизнь. Теперь же Филиппа окружают заботливые, верные, но все-таки служащие - помощники, которые и помогают мужчине подобрать для него новую сиделку.

В доме в этом плане большая текучка, потому что делать массаж Филиппу, подтирать ему зад, кормить, отвечать его требованиям и капризам, успокаивать во время ночных панических атак — это сложно. Но труднее всего при этом не жалеть его всем сердцем, потому что мужчина ненавидит жалость и любые ее проявления.

Потому он предложит работу не этим напыщенным, вежливым, ответственным, хитрым и умелым парням-сиделкам с медицинским образованием, а простому парню с улицы, из гетто, который хоть и не умеет всего, что нужно для такой работы, но хорошо все схватывает налету, и это - более ценные качества в рутине, скуке и тоске жизни Филиппа.

- Парни с улицы не знают жалости.

- В этом все и дело. Я не хочу, чтобы меня жалели.

Идрисс же, вначале даром не нуждавшийся в этой работе, соглашается на нее только потому, что его взяли на «слабо»: мол, не продержишься и двух недель. Ну еще и потому, что жить ему все-равно негде, а здесь такая роскошь, что кружится голова. Одна отдельная ванна чегос тоит. Ну и много вещей «валяется» по углам, которые можно прихватить на досуге...

Однако, только паренек с криминальными талантами и желанием бездельничать всю жизнь переступит порог этого дома, жизнь Дриса и окружающих его людей изменится навсегда. Он привнесет в чопорный дворец Филиппа частичку хаоса, а в саму жизнь аристократа — дух приключений и лёгкости отношения к любым проблемам. Наверное потому, что, несмотря такую на сложную жизнь, Дрисс все-таки оказывается хорошим человеком, а Филипп сумеет это рассмотреть.

Неужели он такой плохой?

Но раскопать хорошие качества паренька довольно непросто. Хотя бы потому, что он очень прямолинеен, постоянно забывает о своих трудовых обязанностях и особенностях жизни Филиппа, он невнимателен, немного взбалмошен, даже безответственен более, а еще он действительно не жалеет паралитика, а всеми способами старается над ним подшутить. Не со зла, а просто потому, что действительно удивляется невозможности чувствовать кипяток на коже или необходимости надевать компрессионное белье на мужчину, когда у него совсем другие «приоритеты».

И в этом и есть удивительная способность Дрисса выставлять сложившиеся ситуации с такой здоровой долей юмора, что ты действительно искренне смеешься над тем, что видишь. Даже, если такие штуки в приличном обществе показались бы неуместными. Просто юмор по соседству с трагедией совсем не выглядит издевательством над парализованным человеком, а трагедия никак не укладывается в разряд тех, что из любого выжимают слезы. Тонкий юмор Дрисса — это самый настоящий спасательный круг для парализованного Филиппа, который держит его на плаву благодаря самоиронии аристократа.

Конечно никто не говорит о том, что Филиппу легко живется. Мол, посмотрите, я весь такой веселый инвалид, который может только говорить, но ничего не чувствует. Зато у меня много денег и я могу себе позволить, что хочу... Но зато можно говорить о том, что постепенно, шаг за шагом, простой уличный парень, который еще вчера не знал почти ничего о сочувствии, привязывается к своему работодателю и становится ему настолько близок, что и не описать словами.

Дружба рождается из «равнодушия»

Филипп тоже прикипает сердцем к Дриссу, оттаивая рядом с ним от этого бесконечного холода, одиночества и несчастья, смотря на мир уже другими глазами: что есть еще надежда на счастье, что не все еще потеряно, и что оставшиеся годы он может провести в радости и получая от нее удовольствие.

Правда, он не верит, что рядом с ним может быть еще какая-то женщина, хотя и переписывается уже полгода с одной незнакомкой Элеонорой. Когда Дрисс узнает об этом, он со всей своей непосредственностью врывается в размеренный уклад эпистолярного жанра, в котором проходит общение Филиппа с милой девушкой.

  • Для меня важнее всего внутренний мир, какой в душе человек...

  • Это да, но если она жаба, значит, вы любите внутренний мир жабы. Узнайте хотя бы, сколько она весит!

И так же, просто и безо всяких слов, набирает номер Элеоноры и подкладывает телефон Филиппу на колени. В результате этого разговора женщина просит мужчину прислать ей фотографию. Дрисс, узнав, что она весит всего 53 килограмма, тут же находит слова для своего друга, чтобы убедить его: фото нужно отправить.

— 53 кило.
— 53? Нормально, если рост не метр.

Ну, не с разу фотографию Филиппа, сидящего в коляске, а ту, где видна только ее часть. Потом, если она пришлет ответное, отправить чуть больший ракурс - половина кресла, а не треть. Не стоит, мол, начинать с такой, где Филипп изображен с пеной у рта и трясущимися руками.

- Спросите меня, где паралитик?

- Где паралитик?

- Там же, где ты его бросил!

Таков юмор Дрисса, с которым он подходит ко всему: и к парализованному товарищу, и к опере, где взрослый мужик в зеленом костюме и с торчащими в разные стороны волосами, изображает поющее дерево, и к внешнему виду Филиппа, и к его потребностям, и к серьезности. Но именно это и подкупает: ты видишь не несчастного мужчину на коляске, а человека с богатым внутренними миром.

- У паренька проблема. Да еще и какая...

- Шшш!

- Он дерево... поющее дерево... Еще и на немецком...

- Шшш!

- Хорош на меня шикать! Он же на немецком поет, как-будто дерева мало было. Рехнуться можно. Ну дела... И сколько она идет?

- 4 часа.

- Мать моя!

Дрисс вообще во многом поможет семейству: и с дочерью разобраться по отцовски, и решить проблемы девочки с ее парнем, и даже вновь получить наслаждение: чего стоят только выкуренный вместе косячок или массаж ушей, сделанный ему красивой мулаточкой, который приводит аристократа в невероятный восторг. Эрогенная зона, как никак, и самая основная тема для искрометного юмора Дрисса. Но с ней Филипп снова понимает, что он все еще имеет право на любовь.

Последняя любовь и новые страхи

Таким его увидит и Элеонора, которая получит долгожданную фотографию. Однако не ту, что советовал прислать парень, а ту, что была сделана еще до трагического дня, когда Филипп разбился в результате падения параплана. Это и станет камнем преткновения в жизни аристократа: назначив свидание возлюбленной, он испугается и просто сбежит из ресторана за минуту до того, как туда войдет Элеонора.

Только Дрисс узнает об этом позже, когда, по семейным обстоятельствам будет вынужден покинуть Филиппа. Его младший брат занялся невесть чем, влип в историю, а сестренка очень скучает. Никак в доме тети без сильной мужской руки... Филипп же уже не может обходиться без своего друга, но отпускает его в большой мир, ведь Дрисс уже исправился и встал на путь истинный.

Он даже рисовать начал, в результате чего заработал с помощью предприимчивого аристократа 11 тысяч евро. А что, если картину человека, который брызнул «кровью на холст», продали более, чем за 30 тысяч. Неужели он не сможет нарисовать что-то лучшее?

- Вы что, купите эту дрянь за тридцать тысяч? Это невозможно!
- Почему, вполне возможно.
- У чувака кровь пошла из носа и он просит тридцатку?
- Скажите Дрисс, как вы думаете, почему людей тянет к искусству?
- Наверно это прибыльно…
- Нет… это единственный способ оставить след на земле.
- Фигня это Филиппе, я щас куплю красок на полтинник и наслежу на полную катушку, ещё синий добавлю бесплатно.

Итак, Дрисс уходит, а жизнь Филиппа превращается в настоящий ад. Его теперь не устраивают чопорные французские помощники с хорошими манерами и безупречными рекомендациями, а жизнь снова начинает казаться пустой. До такой степени, что, не выдержав очередных ночных приступов фантомных болей, он даже задумывается о самоубийстве.

В это время Дрисс возвращается в семью, устраивается на работу (благодаря навыкам, приобретенным в доме Филиппа и своей хватке к новой информации), меняет приоритеты и налаживает жизнь. Но разве он может бросить своего друга, если он так круто изменил его судьбу? Дрисс обязан отблагодарить Филиппа за все, что тот для него сделал.

Рождение заново: счастье должно быть у каждого

Парень возвращается к своему товарищу, заросшему и несчастному, чтобы увезти его на берег моря и вновь помочь вспомнить радость жизни. Мало того, Дрисс приводит Филиппа в кафе, где и сообщает, что сейчас на обед к аристократу придет... Элеонора. Та, что полюбила Филиппа за его внутренний мир и душу.

- Ну вот, Филлипе. Я не остаюсь на обед…
- Почему?
- Вы не останетесь один... так получилось, что у вас сейчас свидание.
- Свидание, ты это о чём!?
- Не психуйте, всё будет хорошо… только в этот раз вы не сбежите.

И передать словами эмоции парализованного мужчины просто невозможно — можно лишь увидеть его сердечное «спасибо», сказанное через стекло своему другу.

Вот так два совершенно разных по цвету кожи, но абсолютно одинаковых в любви к жизни человека латают разрушенную судьбу друг друга, привнеся в нее счастье, гармонию и покой. Так же, как произошло и в судьбе реальных прототипов главных героев фильма - Филиппа Поззо Ди Борго и Абделея Селлу.

Аристократ переехал в Марокко, женился и даже обзавёлся двумя дочерьми, а его друг Абдель Селлу открыл собственный бизнес, женился и родил троих детей. По сей день с Филиппом они остаются близкими друзьями. Такими, которые в жизни встречаются однажды, но на всю оставшуюся.

Правда, в жизни Абдель был не афроамериканцем, но, как мне кажется, это было гениальной режиссерской задумкой — сделать их так непохожими внешне, чтобы оттенить схожесть устройства души... Так же, как и такое тонкое, но такое искреннее повествование, которое при всем обилии юмора и сарказма не дает и капли шанса обидеть людей, с которых и были срисованы персонажи. Наоборот — Оливье Накаш и Эрик Толедано как нельзя лучше показывают жизнь Филиппа и Дрисса такой, какая она есть. Ведь их разница не в цвете кожи, а только в возможностях, которыми они с успехом дополняют друг друга.

Конечно, нельзя не сказать о том, что фильм «1+1» получился таким шикарным благодаря его актерам - Франсуа Клюзе и Омару Си. Их профессионализм и колорит дал зрителю возможность не только влюбиться в этих двух мужчин, но и пройти вместе с ними по дороге их жизни: прожить тяжелые моменты драмы, посмеяться до слез над юмористическими репликами и эпизодами. Им веришь, их чувствуешь, ими наслаждаешься: и этой трогательной беззащитностью, но красотой души Филиппа, и этой чарующей улыбке Дрисса, и его жизненной стойкости.

Наконец, музыка: ее стоит отметить отдельно, потому что она — часть души картины, без которой она была бы не полной. Мало того, что она четко повторяет все интимные и сильные моменты киноленты, так она еще и учит зрителя как «хорошему» вкусу , так и современному видению музыкального мира.

В общем, если вы еще не смотрели этот удивительный фильм, вы просто обязаны это сделать. Я его просто обожаю — как ребенок своего мягкого медведя. Потому что в трудные моменты жизни, в легкие моменты в жизни, в любые моменты — ты смотришь его и понимаешь, что жить — это все-таки здорово, потому что рядом с тобой есть тот, на кого можно положиться.

Автор: Ольга Урбан (2302,2) 3821 0
Добавить в избранное
Подружиться с автором
Комментарии (15) Написать комментарий
  • Анна(598,1) Фев. 24, 2015, 19:32 # 1
    Смотрела давно, но помню. Классный фильм! Омар Си - очаровательный очень
    • Ольга Урбан(2302,2) Фев. 25, 2015, 21:25 # 1
      Я прямо бы хотела с ним дружить, только при нормальных обстоятельствах
      • Анна(598,1) Фев. 25, 2015, 21:27 # 1
        Я была просто очарована Потом еще смотрела что-то с его участием - в общем ажиотаж был не шуточный
        • Ольга Урбан(2302,2) Фев. 25, 2015, 21:30 # 1
          Сегодня показывали "Шутки в сторону". Хороший фильм, но до этого не дотягивает.
          • Анна(598,1) Фев. 25, 2015, 21:48 # 1
            Порой хочется посмотреть что-то легкомысленное, даже глуповатую комедию Но не настолько глупую как "Тупой и еще тупее"
          • Анна(598,1) Фев. 26, 2015, 12:14 # 1
            Кстати, "Шутки в сторону" просто задевает другие струны
  • Юлия(231,4) Фев. 24, 2015, 20:44 # 1
    Фильм очень хороший)
  • Марина(1815,8) Фев. 25, 2015, 16:55 # 1
    Я неохотно взялась смотреть фильм, потому что нас заставляли на работе, типа обязаловки. Но посмотрела, смеялась не раз! Классная игра актеров! А паренек этот чернокожий - вылитый мой сынок, только мой белый. Тоже ходит собирает отказы от работодателей Ищет себя Скорее бы уж нашел.
    • Светлана Ларина(1594,7) Фев. 25, 2015, 17:23 # 1
      Это в приюте, когда работали, смотреть заставили?
      • Марина(1815,8) Фев. 25, 2015, 22:22 # 1
        Ага, в доме престарелых. Речь шла о качестве жизни: что может позволить себе человек, полностью зависящий от посторонних людей. Но реальность не имеет ничего общего с фильмом. Там один пациент, у нас было по 12 чел. на одну няньку. Но было все-равно много интересного
        • Светлана Ларина(1594,7) Фев. 26, 2015, 11:57 # 1
          Ну, да. плюс в фильме у героя все же финансовые возможности неограничены фактически, а потому он может себе позволить много больше.
    • Ольга Урбан(2302,2) Фев. 25, 2015, 21:26 # 0
      Удивительная игра. Я и поржала, и поплакала, а когда Дрисс брил Филиппа, я просто у дивана валялась
  • Светлана Ларина(1594,7) Фев. 25, 2015, 17:21 # 1
    Отличный фильм. И посмеяться, и поплакать, и взгрусть, и порадоваться. И мораль высокая!
    • Ольга Урбан(2302,2) Фев. 25, 2015, 21:27 # 0
      Почему редко снимают такие хоршие фильмы? Сколько ненужного было снято, лучше бы собрали бюджет и что-то еще путное сделали) Очень люблю фильм!

Похожие посты


Июль 24, 2015
12:25
Мой отзыв на книги, рекомендованные Светланой Лариной

Перед тем, как я начну писать свой отзыв, я бы хотела сказать «спасибо» Светлане за то, что она в одной из своей статей рекомендовала для прочтения действительно хорошие книги. И вовсе они не «странные», как вы сказали — хотя я вполне понимаю аллегорию: в школах и университетах такие издания для прочтения вовсе не обязательны и в программу не входят.

В общем, мой выбор сначала пал на одни книги из вашего обзора, а прочитала я... другие. Это была «Хелл» Лолиты Пий и ...

Читать далее
2370 0 6
Июль 23, 2014
22:42
Амели – забавный фильм с философской подоплекой

Признаюсь честно, я не особый поклонник кинематографа. Не смотря на то, что постоянно снимается великое количество фильмов, зарабатывающие десятки наград на различных кинофестивалях, меня могут покорить только отдельные картины. Одним из таких фильмов является картину, снятая Жан-Пьером Жене «Амели», вышедшая еще в 2001 году и, кстати, получившая немало наград.

Не так давно я решила пересмотреть этот занимательный фильм, который снова подтолкнул меня на размышления. Тем более что последние новости, так или иначе заставляют подумать о смысле жизни и всем происходящем ...

Читать далее


Новое
Автор: Катя Поликарпова (1,0) Ноя. 7, 2015, 16:41 Пришла))