March 16, 2015
11:19

Человек человеку - волк? Если ты хочешь «Жить». Открытый показ

«Жить» — российский кинофильм 2010 года, драма режиссёра Юрия Быкова.

В один осенний солнечный день пожилой охотник приезжает за город вместе со своей собакой для того, чтобы поохотиться на птицу. Он знает здешние места, как свои пять пальцев, потому как охотился здесь еще со своим отцом. Правила неизменные: иди по пожухлой траве и обращай внимание на своего пса, который то и дело делает стойку. Это значит, что в траве притаился... Нет, никто не притаился в этот раз, потому охотник и его верный друг идут дальше.

Время идет, а охота — нет, потому охотник Михаил решает вернуться к машине, брошенной последи поля, у самой кромки леса, и поехать домой. Все равно не везет...

Но не повезет ему еще больше, когда он, заручившись поддержкой пса, все-таки поднимет птицу в воздух и выстрелит по ней дважды. Через секунду из леса навстречу Михаилу выбежит мужчина средних лет, а вдогонку ему полетят новые выстрелы и трое молодых, одетых в черное, парней. Незнакомец на лету запрыгнет в машину охотника и закричит: «Заводи!».

И они погонят, пригибаясь от шальных пуль, подскакивая на ухабах и кочках, не обращая внимание на собаку, которая с лаем несется параллельно машине. «Прости, прости меня!», только и шепчет Михаил, вдавливая гашетку прямо в пол. Ему нужно спасти этого неизвестного человека от беды и спастись самому.

Только уедут они недалеко, потому что через несколько сот метров машина завязнет в болотной жиже, а вытащить ее не получится даже усилиями двух рослых мужиков — целой команды. Но они далеко не «команда», потому что незнакомец груб, молчалив и несдержан, а простодушный Михаил никак не может понять, от чего он спасает провинившегося перед кем-то человека.

Но делать нечего — нужно идти, бежать — вперед, до города, до которого целый день пути, а дорогу знает только охотник, страдающий одышкой и сердечными приступами. Он не может бежать, постоянно спотыкается и падает, хватает ртом воздух — потому что не боец, а простой мужик, у которого семья, работа, беременная жена, что жарит драники на кухне...

И незнакомец, который даже не называет своего имени, который обращается с Михаилом, спасшим ему жизнь, как с обузой и чужаком, не поблагодаривший его — он с легкостью наведет на него прицел охотничьего ружья.

  • Да ты хоть бы спасибо сказал.

  • За что?

  • Слушай, у тебя совесть есть?

  • Нет…

  • Ну и гнилой ты человек…

  • А все такие.

  • Да кто ж все-то такие?

  • Ты, например.

  • Я тебя с того света вытащил, слышь…Хорош земляк.

  • Страшно?! СТРАШНО?!

  • Не надо — не стреляй.

  • Что, про семью, про детей мне сейчас запоешь? Все мы герои, пока дуло в рожу не сунули?! Если б те трое меня догнали, уехал бы? Уехал бы?!

  • Их трое, я — один. Че бы я сделал?

  • Ну и что? Человека убивают! Уехал бы?

  • Да я тебя знать не знаю, че мне, сдохнуть рядом с тобой?!

  • Уехал бы?!

  • ДА!

  • Вот видишь, «земляк»? Над головой у тебя не светится, так что я тебе ничего не должен. Ты мне никто и я тебе никто. На том и порешим.

Нет ни плохих, ни хороших

Так они и идут по лесу: скованные одно цепью, в которой нет ни правды, ни лжи, зато у каждого своя жизненная позиция. Молодой и сильный самец не верит в человеческую доброту, в честность, в самопожертвование — его жизнь этому научила. Он знает, что Бога «Нет», что его «придумали овцы, чтобы волков взывать к совести, чтобы меньше кусали», а если ты родился с зубами — «живи хищником».

Пожилой охотник Михаил жалеет жестокого и равнодушного парня, который то под дых ему ударит, то мразью обзовет, то тварью — за то, что бегать умеет мужичок плохо. А он ведь ему ружье свое отдал, машину из-за него бросил посреди леса, собаку потерял и вляпался не понятно во что. Одно слово — «Не делай добро — не получишь зло». По-крайней мере, каждый зритель испытывает поначалу именно это чувство: как же так можно жить, зверем?

У Михаила жизнь простая, без погонь, зато светлая: жена, дети, теща, собака, работа и любовь к Богу. Ему непонятно, как можно сомневаться в том, что человек человеку - друг, а не волк. Потому на протяжении долгого пути он идет и пытается завести с незнакомцем разговор о людях, семье, бандитах, дружбе, деньгах, власти и вере. Насвистывая тихие песенки только потому, что немного отлегло от сердца — погони не видно, вот уже и прелесть осени видно, и привал можно сделать, перекусив колбаской с хлебом, и подышать ароматами трав, и водочки глотнуть...

А бандиты то там, то тут возникают на их пути, и каждый раз мужичок убеждается в том, что парень, которого он встретил сегодня утром, далек от Бога, но все пытается разбудить в нем что-то человеческое. Ведь не бандит он в виду. Верно? Нет, конечно, потому что, как утверждает незнакомец, «Бандиты - люди несчастные: по тюрьмам сидят, наколки, цирроз — не дай бог». Но в бога он не верит, а живет, как умеет.

У него, оказывается, даже дочери есть — целых три. Прямо, как трое пацанов у Михаила. Он с удовольствием рассказывает о том, как они ждали с женой первого — целых шесть лет ждали. Не поверили поэтому, когда с тура после тещиного дня рождения супругу полоскало несколько часов. Только потом, в больнице, поняли, что всему виной не холодец, съеденный накануне, а беременность.

Так Михаил рассказывает о своей простой жизни: с припевкой, увлекательно, неспешно, а незнакомец, который будто бы уже забыл, что такое это — жизнь, вслушивается в его тихую речь и как будто меняется внутри. Медленно, незаметно глазу. Но меняется...

Только собачку все же задушит — ту, которая найдет своего хозяина через пройденные километры. Она дурная, белая, смешная — Михаил еще щенком ее взял, выхаживал, а вот теперь этот страшный парень говорит, что убить надо собачку, иначе она всех выдаст. «Не дам, она живая, она жить хочет!», - кричит Михаил и мы просто вместе с ним вторим тому гулкому эху... Жалко собаку, жалко...

Только в тот момент, когда на опушку леса выедет машина, в которой сидят бандиты — один из них ранен и не доживет до конца погони, Михаил, закрыв глаза, согласится с незнакомцем. Тот закинет ремень на шею рычащей собаке и... Это будет первый момент, когда пожилой охотник, несмотря на все свои представления о жизни, сможет осознать — он тоже может быть гнидой, предать, если дело коснется его собственной безопасности.

Потому что он понимает, как жестоки их преследователи — раненого друга они не везут в больницу, а таскают за собой в машине, а потом бросят умершего среди поля. Он поймет, что незнакомец тоже не шутит: он стреляет в пор в своего товарища, который, стоя на горе и заметив его, позволяет ему уйти, машет рукой. Стреляет и даже не моргнет глазом, а вы остаетесь думать: почему?

Да, они все друзья — все четверо, не разлей вода даже были, когда были молоды. А потом появились семья, дети, интересы, и вот уже под предлогом того, чтобы попариться в бане, незнакомца вывозят его в лес и ставят на колени. Не потому, что негодяи, а потому что «Он засветился и потянет их всех за собой».

И разошлись их пути в стороны

Последней каплей в знакомстве Михаила и странного парня станет инцидент на речке, когда парень заставит вскинуть охотника ружье на ни в чем неповинного рыбака — чтобы завладеть его машиной. Но пока незнакомец переплывает через реку, Михаил отпустит мужика восвояси, тем самым подставив себя. «Ну, не могу я в живых людей стрелять!». Собачку предать могу - так и напрашивается, но в людей не могу — это точно.

На этом их пути разойдутся — Михаил бросит компаньона на той стороне и уйдет, завив, что тот — не человек. Уйдет и не обернется, а незнакомец потопает один, без оружия и подгоняемый желанием жить, к далекой брошенной деревне. Здесь есть часовня, кладбище — и это символично хотя бы потому, что парень «видел боль, смерть, но Бога не видел». Поймет ли он здесь, что Бог все-таки есть?

Потом незнакомец доберется до одного единственного обжитого дома в этой череде хаоса и пустынности — там сидит за столом старичок, который бесцветными глазами смотрит на разрушенный и продажный мир, пьет водку и не обращает внимания ни на кого. И именно в этом доме, затерянном среди руин, парень встретится лицом к лицу и со своими друзьями, и с Михаилом, попавшим им в лапы в качестве заложника, и со своей совестью.

Ему предложат на выбор: мужик или машина, на которой можно уехать в город и скрыться. Судя по тому, что мы видели на протяжении целого часа, выбор очевиден... Но как же будет удивлен тот, кто смотрит фильм — незнакомец не только не бросит охотника умирать, он выберет его, а не машину, а потом, прикрывая его собственной спиной, скажет: «Андрей» и протянет мужчине руку.

А потом будет долгая погоня между заброшенных и разрушенных зданий, попытка спастись или хотя бы сравнять шансы — у Андрея только пистолет, а Михаил безоружен. И в самый решающий момент, когда два противника сойдутся лицом к лицу, на нашего незнакомца вдруг нападет эпилептический припадок...

Да, вы все верно расслышали, причем, второй раз за день. Несправедливость, жестокость, равнодушие высших сил? Как угодно может рассуждать Андрей, который как будто бы вновь поверил в людей, в то, что им не все равно, что они не продадут друга за собственную шкуру. Он поверил, что все еще можно наладить, вот только бы спастись ему сейчас...

Но теперь на прицеле стоят и Михаил, и Андрей, и друг незнакомца решает, кого убрать первым.

  • Убрать? Как так убрать, вы че, охренели, что ли? Я хочу жить!

Именно так кричит Михаил, забыв о гуманности и вежливости. Он хочет жить у него беременная жена на кухне драники делает, а завтра ехать в теще. А еще впереди шестой разряд...

И тогда, ухмыльнувшись правде жизни, друг Андрея предложит ему сделку: ружье, один патрон и выбор — хочешь жить, тогда убей, и мы тебя отпустим.

Ни зла, ни добра — только истина. Белое становится черным, черное - белым

Гулкая тишина и онемение, которым пронизана вся природа вокруг, весь воздух. Вся жизнь человеческая. Так враг ли человек человеку? Так предаст ли он его, если сам хочет жить? Так о чем тогда он твердил потерявшему и нашедшему веру в людей незнакомцу? Тому, кто не бросил его под пулями, не поступил так, как сделал бы еще утром...

А потом мы видим темноту и слышим один единственный выстрел. За секунду, пока нам показывают это сырое осеннее небо, полное тоски и надежды одновременно, мы думаем про себя о том, что вера в человека не может быть потеряна.

Но почему один выстрел? Неужели Михаил стал той самой гнидой, которой самое главное — выжить? Или он застрелился сам? Или выстрелил в кого-то из врагов? Думаем, надеемся, ломаем от остервенения пальцы, потому что так четко видим этот взгляд Андрея, направленный в сторону Михаила. «Человек человеку — волк».

А потом мы увидим, как два парня в черном садятся в свою машину и уезжают. А через минуту из разрешенного здания выйдет Михаил, который пойдет навстречу садящемуся за горизонт солнцу и городу, в котором его ждет жена, дети, теща, шестой разряд и драники. Пойдет, выбросив по дороге ружье...

Никто не богоугоден?

Самое страшное - то, что это не фильм, а самая настоящая правда. Что человек человеку — волк, что с собственной жизнью никто не готов проститься ради незнакомого человека, что даже близкий иногда будет тем, ради которого тот прыгнет в яму. И то, что сегодня Михаил прошел такие круги ада и прожил столько, сколько не довелось узнать ему за долгие годы — он забудет.

Да, будет шок, будут слезы и собственное самокопание. Будет чувство вины, которое будет твердить ему: тот человек отдал за тебя жизнь, а ты... Вы поменялись местами, но как это было возможно? Но потом оно пройдет и, если Михаила не посадят в тюрьму, когда найдут его ружье, то даже все еще наладится. И будет новое утро, новая собака, которую он купит, и может быть, еще один ребенок.

И я не могу его судить — никак. Хотя мне он сейчас противен до глубины души. Не могу, понимаете? Мне совесть покоя не дает, сверлящая где-то глубоко: «потому что все хотят жить». И еще в ушах вертится эта правдивая фраза: «Все мы гниды, если жить хочется». Как сказал Юрий Быков, режиссер фильма, в своем интервью:

«Я же всегда буду снимать кино о том, что человек слаб, несовершенен. Потому что я хочу, чтобы те, кто живут в гармонии с окружающей средой, всегда помнили, что это везение, а не их заслуга. А переступившие черту, сумевшие совладать с собственным страхом и нашедшие в себе мужество не подчиняться обстоятельствам - достойны уважения. Я хочу, чтобы мой зритель осознавал: жизнь - это огромный подарок свыше, к которому он не имеет никакого отношения. Чтобы он не задирал кверху нос, не распускал как павлин хвост и не думал, что он - идеальная богоизбранная единица. Он всего лишь человек».

Автор: Ольга Урбан (2302.2) 2552 0
Добавить в избранное
Подружиться с автором
Комментарии (2) Написать комментарий
  • Неля(1409.4) March 17, 2015, 11:07 # 0
    Ох, история. Но вообще согласна - своя жизнь априори ценней чужой...
    • Ольга Урбан(2302.2) March 17, 2015, 11:14 # 0
      В том-то и дело, что про Быкова нельзя сказать: "О, он специально снимает такое тяжелое кино! Неужели нельзя полегче?". А как? Если правда то, что человек человеку почти всегда волк, и тепличные условия только помогают "забыть" истину. В том смысле, что своя рубашка ближе к телу.

Похожие посты


Jan. 19, 2015
16:33
Дурак юродивый: взгляд на Россию глазами Быкова

Папа читает сказку своему пятилетнему сыну:

«Было у отца три сына: старший умный был детина, средний был ни так, ни сяк, младший вовсе был дурак...»

Сын перебивает:

- Понятно, отец понемногу спивался...

Родитель изумленно:

- Почему?

- А что же у него с каждым разом все хуже сыновья получались?

Дурак издавна — это непременный фольклорный герой пословиц, сказок любого народа и различных преданий. Другими словами — это человек, который по причине своего недалекого ума постоянно попадает в разные истории и неприятности, предпринимает нелепые шаги, которые ...

Читать далее
2280 0 2
Oct. 27, 2014
18:23
Фалуньгун пошагово - здоровье и шанс стать этичнее (продолжение)

Метод «усиление чудотворств»

Шэньтун цзячи фа принадлежит к статическим Гунфа самосовершенствования. Это метод, который при помощи мудры Будды возвращает Фалунь, усиливает чудотворства (в том числе и сверхъестественные способности) и Гунли (сила Гун) он представляет собой Гунфа одновременно совершенствующий множество способностей и объектов. Данный метод принадлежит Гунфа выше среднего уровня и раньше относился к числу секретных способов закаливания. Метод усиления чудотворства требует, чтобы самосовершенствование проходило в сидячей позе с попарно скрещенными ногами. Если в первое время не можешь сидеть с попарно ...

Читать далее
Автор: Анна (598.1)
2591 0 21


Новое
Автор: Катя Поликарпова (1.0) Nov. 7, 2015, 16:41 Пришла))