Апрель 4, 2015
11:42

3096 дней до свободы Наташи Кампуш

Что значит цифра 3096? Наше будущее, затерявшееся в неизведанности? Или пин-код какой-нибудь банковской карточки? Или количество лет, которые нам осталось на Земле прожить?

Или это - столько же плиток шоколада, которые мы съедаем за сто лет? Или Комната в отеле, где тебя ждет красивый мужчина? Или это - просто цифра. означающая для чьей-то свободы столь много, что и представить себе невозможно?

В этой жизни нам многое приходится терять — в силу обстоятельств, над которыми не властны. Близкие люди уходят, друзья уезжают за дальние берега, мы терпим сокращение на работе, переживаем за нечаянно украденный в автобусе телефон, тщетно считаем промелькнувшие годы.

Но есть таки потери, которые пережить очень сложно, а самое главное, что они совершенно не естественны для нашего развития, для правил окружающего мира, для законов, которыми мы руководствуемся на Земле. Я говорю о потере свободы — возможности самому принимать решения, выбирать, какой дорогой тебе идти, самостоятельно искать партнера по жизни, но самое главное — принадлежать только самому себе.

Кто-то расстается с кусочками свободы намеренно, вступая в эмоционально сложные отношения, кто-то стремится находиться в подчинении постоянно, изображая из себя раба, а кто-то ни капли своей свободы не готов потратить на окружающих. В любом случае выбор остается за человеком, и как же страшно, если кто-то другой, мерзкий, неуравновешенный и жестокий, решает эту самую свободу отнять.

Наташа Кампуш

Вчера я совершенно случайно посмотрела автобиографический фильм под названием «3096 дней», снятый режиссёром Шерри Хорманом. Он рассказывает реальную историю юной австрийки Наташи Кампуш, похищенной в возрасте 10 лет Вольфгангом Приклопилем и проведшей в заточении, которое он для нее выдумал, не много ни мало, а целых 8 лет.

3096 дней самого настоящего рабства.

Фильм был снят на основе реальной автобиографии Наташи Кампуш, которая была написана в соавторстве с двумя журналистками Хайке Гронемайер и Коринной Мильборн. Ее трагическая и почти что невероятная история в свое время вызвала широкий интерес у СМИ, но сама Кампуш написала автобиографию больше всего не потому, что хотела рассказать историю своей жизни, а для того, чтобы развеять слух о том, что она страдает стокгольмским синдромом.

Если вы не знаете, то стокгольмский синдром это «защитно-бессознательная травматическую связь, взаимная или односторонняя симпатия, возникающая между жертвой и агрессором в процессе захвата, похищения и насилия. Под воздействием сильного шока заложники начинают сочувствовать своим захватчикам, оправдывать их действия, и в конечном счёте отождествлять себя с ними, перенимая их идеи и считая свою жертву необходимой для достижения «общей» цели».

Другими словами, это чувства, возникающие в человеке, который под воздействием окружающих обстоятельств и невозможности что-либо поменять, нуждаясь в человеческих отношениях и чувстве привязанности, начинает проецировать любовь и привыкание на того, кто, собственного говоря, является его истязателем.

И действительно, сначала может показаться, что Наташа, проведшая восемь лет в заключении, морально сломалась, поддалась давлению своего похитителя и даже стала ему каким-то образом симпатизировать. Если вы посмотрите эту историю самостоятельно, но такая мысль пропадет сама собой.

«3096 дней» ужаса

Итак, история Наташи началась в марте 1998 года, когда ы один из дней она поругалась со своей мамой и пошла в школу в одиночестве. Именно тогда техник Вольфганг Приклопиль и похитил 10-летнюю девочку, подкараулив ее на улице и затолкнув в свой новенький фургон.

Далее он привез её в свой дом, где разместил девочку в специально подготовленной для нее комнате, расположенной глубоко под полом. Сначала там нет ничего, кроме унитаза и раковины, но впоследствии Вольфганг обустраивает комнату Наташи, чтобы она «чувствовала себя здесь хорошо», ибо теперь это — ее дом.

Когда видишь такие страшные моменты, ты начинаешь невольно думать о том, почему жертвой психопата стала именно эта девочка? Было ли похищение стихийным или обдуманным? Чего хочет техник от малышки, ведь ей всего 10 лет? Он педофил или же у него на нее какие-то другие планы?

Об этом думает и Наташа, находясь в темном плену подвала, выбраться из которого невозможно. Только комната два на четыре, только вентиляционное отверстие, ведущее на крышу, только дверь, на которой даже ручки нет, чтобы за нее потянуть. Все продумал похититель.

Но ужаснее всего лично мне становится тогда, когда я понимаю, что в своем похищении девочка «виновата» сама: однажды в магазине, где встретились Вольфганг, мама девочки и Наташа, девочка сидела за столиком и кушала печенье. Мама ругала ее за то, что она много ест и уже стала толстой.

В этот момент все решается: будущий похититель смотрит на Наташу, а та, улыбаясь ему в ответ, прикладывает палец к губам: мол, тихо, никому не говори, что я его все равно ем.

Более полугода после этого дня техник будет готовить для девочки подземелье, в которое потом ее и посадит. Для чего? Ответ, скорее всего, содержится в сказке, которую он читает Наташе на третий день похищения: «Принцесса на горошине», которую искал один Принц. Самую настоящую, не испорченную, капризную немного, но чистых голубых кровей. Ту, которую сам Вольфганг сможет воспитать из Наташи с малых лет.

«3096 дней» надежды

Годы идут, девочка как может старается не сойти с ума, разговаривая с платьями, натянутыми на спинки стульев — якобы это ученики школы, читает им книги — как учительница, отмеряет шагами размеры комнаты — ей нужно считать и говорить, пытается докричаться до своего обидчика. Но тот ее не слышит, даже если говорит с ней: теперь он — ее семья и может с ней делать все, что захочет.

Например, не кормить за малейшую провинность четыре дня, но, как мы понимаем это потом, он просто хочет, чтобы она похудела. И Наташа из пухлой девочки превращается в анорексичную бледную жертву, которая с каждым днем лишается всего понемногу. Ведь потеря свободы — это еще не все, что она испытает. Он то бьет ее, то любит, то дарит подарки, то гоняет взашей, то бреет ее на лысо, то одевает в красивое платье. Его забота граничит с ненавистью и сложно сказать, что именно он испытывает к Наташе даже спустя столько лет.

Девушка становится для него всем: и работницей, и подругой, и, впоследствии, любовницей. Первые четыре года Вольфганг не выпускает девочку из подвала, но затем понемногу вводит ее в свою жизнь — то в ванную запустит, то на кухню, то в собственную постель, привязав к себе лентой.

Как же жалко смотреть на нее, такую тоненькую, как веточка, с обвисшей грудью, что в ее 18 лет покажется остальным, как изъян, уродство. Она уже привыкла обнажаться по первому требованию похитителя и потому ее худоба, мелькающая на экране практически постоянно, вызывает внутри не ощущение стыда, а острое чувство тоски и голода.

Вольфганг ведь практически не кормит ее: накладывает себе большую тарелку рыбы и говорит ей, чтобы она и не думала съесть осюда хоть кусочек. И Наташа борется, срывается, схватив кусок такой вкусной и неимоверно желанной еды, запихивает его себе в рот, а ее новый родитель давит ей на горло, чтобы она его выплюнула. Наташа плюет еду на пол и снова хватает то ли в надежде поесть нормальную пищу. то ли воспротивиться такому к ней отношению.

Худенькая веточка, маленькая девочка в безразмерных трусах и бесформенных майках - она ни разу не была целованной, но десятки раз взятой на постели, раскинув руки, распластав их, как плети. Только большие тоскливые глаза на ее исхудавшем лице и сомкнутые плотно губы говорят о том, как она ненавидит своего хозяина.

Возможно, за эти долгие годы у Кампуш и была возможность сбежать, потому что ее похититель стал выводить ее в свет, но дух девочки-девушки был сломлен и она отгоняла эти мысли прочь. То ли боялась, что не получится, то ли поверила ему, что родители ее уже мертвы.

Но Наташа мечтала: о том, как будет бежать свободной по этой лесной поляне, запечатленной на фото-обоях, или откроет дверь из своей темницы, взявшись за ручку и повернув ее — нарисованную ей же дверную ручку, ведущую к свободе.

Она прогибается под своего похитителя, но ей не остается ничего другого — все настоящие эмоции Наташа прячет внутри, и потому ей становится дико стыдно за то, что однажды в постели она испытает настоящий оргазм, когда Вольфгант в очередной раз станет ее насиловать.

Психологический портрет

Я смотрю на этого молодого человека и начинаю понимать, почему он такой. Живет один, не работает, но постоянно находится под контролем матери и бабушки, что приходят к нему в гости по выходным. Мать парня не только обеспечивает его едой, набивая холодильник деликатесами каждую неделю, но и поддерживает в доме идеальную чистоту. Хотя сама уже не молода и не так полна сил для таких забот.

Эти методы воспитания превращают парня в психически-неуравновешенного мужчину, который не может найти самостоятельно девушку — она ведь не будет такой чистой, заботливой и податливой, как его рабыня, а неспособность жить самому, не находясь под властью взрослой женщины, превращает его в монстра, тайно ненавидящего женщин, но желающего быть накормленным, обласканным и согретым.

Его в некотором смысле можно понять Вольфгана, но оправдать — нет, конечно. Его одиночество и подвигло парня на такой ужасный поступок, но желание иметь собственного раба, конечно, превысило все остальные потребности. Недаром он постоянно твердит по телефонной связи, проведенной в темницу Наташи: «OBEY ME».

Приклопил иногда поражает свой заботой, но чаще пугает жестокостью. И при всем этом никто и не догадался о страшной тайне, которую он хранил в себе — полиция приезжала к нему домой, проверяла минивен, который подходил под описание (похищение Наташи видела школьница, проходящая мимо). Но больше ничего за столько долгих лет.

Никто будто бы не понимает, что не все в порядке с бледной девушкой, костлявой и напуганной, которую Вольфганг таскает за собой то в магазин, то на горнолыжный курорт. Ни соседка, подстригающая газон, ни продавцы магазинов. Ни мать похитителя, которую не сильно волнует то, как живет ее сын — без работы, без девушки, без смысла.

Страх и безысходность движут им, страх и ненависть — никакой любви здесь нет. Зато весь спектр чувств живет в Наташе даже спустя столько лет. Дни идут за днями, а сколько уже их прошло? У нее бывает и Рождество и День рождения, но какое конкретно сегодня число и день недели, она не в курсе. Хорошо хоть часы на столе в темнице стоят, можно ориентировать свою жизнь по ним.

У девочки нагло украли детство, свободу, невинность, возможность выбора, даже ее пухлость и упитанность, превратив в худую и запуганную тень. Ее глаза полны страха и смирения, но так же в них есть и сила и желание вырваться на свободу, отыскать хотя бы маленький кусочек света и нормальной жизни обычных людей, когда она смотрит в светящиеся окна или гуляет со своим обидчиком по саду босиком.

3096-й день свободы

И вот, когда ее родители уже потеряли всякую надежду, Наташа Кампуш сбегает из лап Вольфганга. Вот так просто и будто несерьезно он, так рьяно соблюдавший законы безопасности и таинства узницы, в этот день забыл закрыть входную дверь, оставив девушку наедине с кусочком свободы.

На это потребовалось долгих восемь лет - чтобы сбежать из плена, выйти за ворота, побежать по улице, зайти в чей-то двор и попросить помощи у недоверчивой женщины. Так мало и так много, согласитесь? И все время зритель ждет подвоха: вот сейчас высхочит Вольфганг из-за калитки, скажет, что это его ненормальная сестра и заберет назад, в темноту.

Но Наташа спасена, ее отвозят в участок, где девушку встречают обезумевшие от горя и счатья родители. Зритель ликует, зритель предвкушает правосудие и то, с какой ненавистью она плюнет в лицо Вольфгангу, когда его увидит на суде. Но не тут-то ты было.

После того, как техник понимает, что Наташа сбежала, он, движимый отчаянием и безысходностью, совершает самоубийство, бросившись под поезд. Вот так просто, что даже становится обидно и горько.

Постскриптум

Вот такая история девочки, начавшаяся в далеком 1998 году, и закончившаяся через восемь лет. Наташа встретилась со своей матерью и отцом, получила свободу и новую жизнь, но никогда не забыла того человека, который сделала ее такой, какой она будет до конца своих дней. Она говорит за кадром: «С самого начала было понятно, что из нас двоих выживет только один».

Если бы не Вольфганг и его желание найти Принцессу, то и Наташа стала бы совершенно другой. Какой? Теперь сказать уже очень сложно.

Я знаю, что в мире похищают тысячи детей, женщин, мужчин, что остановить факт киднеппинга невозможно только лишь потому, что слишком широк спектр человеческих чувств и границ дозволенного. Любой парень, кажущийся абсолютно нормальным, может хранить в своем доме такую вот страшную тайну целых восемь лет — только представьте! И никто об этом не догадается.

И, сочувствуя Наташе и ее родителям — так же, как и всем, кто когда-то то пережил хоть каплю подобного, я говорю про себя: «Потеря свободы и самого себя — это, пожалуй, самая страшная пытка, которую только можно представить на свете. И Бог всех нас от этого храни».

Автор: Ольга Урбан (2302,2) 4324 0
Добавить в избранное
Подружиться с автором
Комментарии (5) Написать комментарий
  • Светлана Ларина(1594,7) Апрель 4, 2015, 18:43 # 1
    Вот как потом жить после всего этого?
    • Ольга Урбан(2302,2) Апрель 4, 2015, 18:46 # 0
      Я не знаю. Хотя читала биографию Наташи: она не только книгу написала, а стала работать на телевидении, программу свою вела. Там, в заточении, училась по книгам, не пропускала программу школьную.

      Но это ведь внешняя оболочка, а внутри?
      • Ольга Храмушкина(663,7) Апрель 6, 2015, 01:50 # 0
        Это говорит о том, что у нее сильный дух. Учиться в таких условиях - это надо иметь внутренний стержень.
        • Ольга Урбан(2302,2) Апрель 6, 2015, 07:09 # 0
          Как я поняла, с одной стороны она просто не знала, чем занять себя в заточении: сначала вызубрила те книги, которые были в рюкзаке, потом, что приносил похититель. Уж не знаю, всю ли программу она прошла, но большую часть точно.

          С другой стороны он ее заставлял это делать - Принцессу же растил, она не должна была быть глупой и пустой.
  • (0) Апрель 27, 2017, 17:27 # 0
    не кормить несколько дней?кошмар,-это нельзя делать,пленницу нужно кормить каждый день понемногу,нельзя допускать аннорексии

Похожие посты


Авг. 19, 2014
15:03
Мы все такие разные

Многогранные личности наполняют этот мир, делают его прекрасным и разнообразным.

Вот пошла женщина с чернокожей девочкой. Вероятно, она влюбилась в иностранца, который приехал сюда на учебу или по делам, а через некоторое время появился плод их любви – замечательная девочка-мулатка с пухлыми губками. Черные парни говорят, что у них девушки не умеют так любить, многие чёрные девушки не испытывают оргазм, а некоторые до сих пор делают женское обрезание и почти ничего не чувствуют во время секса. Она была счастлива с ним ...

Читать далее
4371 0 23
Фев. 1, 2015
11:28
«Бабадук»: когда ты - монстр

Прочти о нем, услышь лишь звук -
И не исчезнет Бабадук.

Если ты не глуп и умеешь зорким быть,
То заполучишь друга, которого не забыть.

Зовут его мистер Бабадук,
И книга о нем, — он наш друг.

Услышишь скрежета звук,
А затем тройной стук:
Ба-ба-ба, Дук! Дук! Дук!

Живет на свете молодая женщина Амелия с шестилетним ребенком Сэмуэлем. Она работает в доме престарелых, зарабатывая на жизнь ровно столько, сколько нужно для того, чтобы не умереть с голоду: ни тебе шикарных праздников, ни ...

Читать далее
13303 0 6


Новое
Автор: Катя Поликарпова (1,0) Ноя. 7, 2015, 16:41 Пришла))