Апрель 19, 2015
11:32

Нет приданого - бери калым, или Размер имеет значение

Ах, эта свадьба, которая поет и пляшет! Как же ладно и гладко несут ее крылья вдаль: двое людей женятся, создают новую ячейку общества, в которой продолжат свой род. И все бы было хорошо, если бы за каждым таким событием не стояли определенные финансовые хлопоты и затраты, потому что любая свадьба, что сейчас, что раньше — это не только пир горой, но и жилье для супругов, и мебель, и домашняя утварь, и одежда, и, может быть, даже автомобиль.

Был у славянских народов такой хороший обычай: отдавать дочку замуж не с пустыми карманами, а с большим коробом приданого. Во-первых, делалось это для того, чтобы девушка в новом доме обладала всем необходимым для ведения быта, а драгоценности в приданом были своеобразной платой супругу за то, что содержание жены теперь находится на его шее.

В Древней Руси в короб невесты обычно складывали домашнюю утварь и постельное белье. Приданое считалось очень хорошим, если в его перечень входили не только простыни и наволочки, но и кружевные скатерти, перины и подушки.

В день, когда должна была состояться свадьба, родители невесты садились в наряженную телегу и везли сундук с приданым в новый дом дочери. Обычай гласит, что сидеть на коробе они должны были до тех пор, пока свекры не подносили им рюмочку и кусок пирога.

Однако, на телеге с сундуками ездили небогатые семьи, а в приданом зажиточных невест была и недвижимость, и земли, и крепостные деревни, и магазинчики и лавки и даже драгоценности. Такую невесту можно было с радостью впускать в своей дом: «выкуп» за нового человека в доме мог обеспечить безбедную жизнь для всего семейства.

Но что было делать, если денег на богатое приданое — да вообще на любое — у семьи нет? Ведь если раньше вышивать простыни и рушники мама и бабушка будущей невесты принимались еще тогда, когда она в куклы играла, а войти в дом с сундуком постельного белья не считалось зазорным, то что делать нынешним молодоженам, у которых на сбор приданого нет ни копейки, а руки растут не из того места? Да и не всякая свекровь примет невестку, у которой за душой только сундук.

Казахи, хитро подмигивая, топают ногой в пол и говорят: «Нет приданого — бери калым!».

Что такое калым?

Для большинства северных регионов, в том числе России и Украины, калым чаще означает подработку, этакую шабашку, небольшой левый заработок, который помогает прожить от одной официальной зарплаты до другой. Но вы поймете, что есть в этом что-то общее с калымом, к которому привыкли мы, каахи.

В мусульманских странах, таких как: Казахстан, Узбекистан, Туркестан и прочих, калым — это старинный предсвадебный обычай. Многие считают, что он обозначает выкуп, который родственники жениха платят за невесту в качестве компенсации её роду за потерю женщины. Ведь они забирают из дома работницу и то имущество, которое она в перспективе могла бы им принести.

Однако на самом деле обряд калыма — это широкий жест со стороны жениха и подарок своей невесте в виде приданого. Оно находится в ее распоряжении и до, и после свадьбы, а в случае, если они по какой-то причине разведутся, не переходит ни жениху, ни его родне. Только если она по доброй воле уступят его часть, тогда жених может использовать его как добрые деньги, направленные на благо семьи.

Конечно, в большинстве случаев калым — это все-таки выкуп за невесту. У нас в Казахстане именно так его и воспринимают, потому что я уверена: материальная сторона выгоды от этого обряда просто потрясает! Ведь калым давался не только у казахов, киргизов, каракалпаков, но и у бурят (где калым — это подношение в пользу родителей невесты), и у башкир (часть калыма принадлежит невесте, а часть — ее отцу), а у черкесов это — прямая плата за невесту.

Раньше размер калыма не был строго зафиксированным: он мог стоить как 30 рублей, так и 100 рублей. Самый большой калым в истории прошлых лет из опубликованных источников составил 200 рублей. На величину калыма в свое время влияли и красота невесты — чем она лучше, тем выше оплата - и знать невесты, и размер ее приданого. Даже возраст невесты играл здесь роль: если жених брал в жены молодую девушку, то за нее давали больше денег, чем за взрослую или за вдову.

Спустя годы, во второй половине XX века, калым вдруг резко пошел на спад. Сказалось государственное устройство и экономическое состояние страны. Только подумайте: за невесту давали тогда уже не 100 рублей, а «7 четвертых трехлитрового ведра самогона и 1-2 четвертой водки». Вот бы невеста современная таким дарам обрадовалась!

Отдавай калым назад!

Потребовать калым обратно жених мог только тогда, когда честь его будущей семьи была поругана. Говоря простым языком — если в ночь любви он понимал, что его жена далеко не девственница.

В таком случае разгневанный муж мог потребовать у отца жены возврата калыма, а саму девушку без греха вернуть в семью. Иногда женихи шли на сделку с новой семьей: они могли попросить, даже потребовать у отца «новую», не засватанную дочь, а «старая» жена оказывалась опороченной на всю жизнь.

Чтобы избежать позора, отцы выбирали «штраф»: платили жениху айып в размере 40 кобылиц или возвращали ему половину калыма. Тогда жених оставался со «старой» женой и забывал на всю жизнь о позоре.

Двоякая ситуация, верно? Ведь бывали случаи, когда невеста хранила свою девственность до свадьбы, но по физиологическим причинам при совокуплении с мужем крови на простынях не оставалось. Или же хитрый жених мог запросто обвинить девушку в том, что она порочна, даже если на самом деле ее невинность была ему видна невооруженным глазом. А что, половину калыма назад вернуть — это любой дурак, то есть жених согласится.

А еще был обычай «Өлi-тiрi», когда к уже данному калыму родители невесты давали дополнение в виде животного. Если зажмут животину, то невеста может долго болеть. Вот тебе и добрые родственники.

В нынешнем мире провернуть такое дельце не получилось бы. Хотя бы потому, что большинство девушек выходят замуж не только не девственницами, но и дамами, давно забывшими свою невинность. Раззадорить их на половину калыма можно лишь тогда, если застукаешь ее с любовником в постели, и то не факт, потому что она может обвинить тебя в мужской несостоятельности.

Без калыма нынче никуда. Только вот что делать бедным родственникам, которые не могут удовлетворить запросы нуждающихся? Выход один - украсть невесту, правда, не факт, что она за такого голодранца замуж выйдет. Надает до голове сумочкой от Гуччи и уедет на белом Гелентвагене с каким-нибудь Ашотом.

Все потому что размеры нынешних калымов просто нереально высоки! Если раньше жених обходился скотом – например, табуном лошадей или стадом баранов, то теперь о таких «мелочах» и вспоминать не приходится.

Сейчас в больших казахских семьях месяца не пройдет, чтобы кого-то замуж не выдали или не женили. Родственники невесты, ведя приготовления к тою, прежде всего задают ее родителям вопрос не о том, готово ли платье и что подарить молодоженам, а богатый ли жених или «Қалың мал привезет?».

Аппетиты невест растут, аппетиты ее родителей и не снижались

Газета «Караван» недавно провела целое расследование на тему калыма, и вот, что я из него узнала. У нас, в Семипалатинске, без калыма не обходится — его тоже просят, только вместе с ним невесте дают и равнозначное приданое: вплоть до иголки и мультиварки, чтобы не стыдно в глаза родне смотреть было. Но мы-то регион восточный, а вот как дела обстоят на юге...

Там родители невесты требуют просто баснословные суммы и бесчисленные подарки в обмен на свою дочь, да так их запросы велики, что сваты с севера с ними и связываться не хотят. Не дай бог южную невесту северному парню найти или восточному — так и разоришься! Как будто не замуж всю жизнь дочь отдать родители мечтали, пристроить ее в хорошую семью, а поскорее нажиться на ее выдаче.

С другой стороны, как говорит один из свидетелей таких торжеств, назовем его Айдын, калымы в их краях высоки. Но вроде бы как и общая стоимость приданого невесты не уступает калыму, если не превышает его нормы. Например, мужчина сам недавно женил сына — но так, что ему стыдно было.

В качестве калыма он увез сватам тысячу долларов и отдельно на өлі-тірі (посиделки) – одного барана, а вот родители невесты преподнесли молодым спальный гарнитур за 600 тысяч тенге, плазменный телевизор и стиральную машину. Явно все это стоило гораздо больше.

Мир не без жадных людей, потому некоторые сваты на юге требуют определенный калым, заключающийся в определенной денежной стоимости. мол, Бывает, что, требуя его, они просят дарят квартиры или машины.

Вот где сохранились «традиции» дачи калыма, так это на западе Казахстана: там сваты меряются его размером. Всем известно, что за парней из Мангыстау или Актау выходить выгодно. Там «взятка» за невесту начинается от 300 тысяч тенге (около 2 тысяч долларов), на сүт ақысы ее матери дарят серьги и шубу, дают деньги и на өлі-тірі.

Мало того, когда проходит свадебный той, гостей со стороны невесты одаривают подарками, родителям дают шубы и пальто, а матери снова вручают бриллиантовые сережки.

А что в уплату?

Представьте себе другую сторону медали: отдал жених за невесту богатый калым и зачастую его в этом плане обеспечили родители. Значит, невестка, которая приходит впоследствии в их дом, ими «куплена?» Некоторые особо необразованные люди говорят, глядя на своих снох: «Раз я за нее тысячу долларов заплатила, то пусть пашет!». Хотя при этом их невестка зарабатывает больше, чем вся семья.

Но ее заставляют трудиться, не покладая рук, в это же время когда-то успевать работать, воспитывать детей и ухаживать за мужем. А если учесть, что в южных регионах, например, в том же Узбекистане, келин гоняют, как проклятую собаку, то я представляю всю серьезность и грусть невестиного положения в новой семье.

Конечно, это больше исключение, чем правило. Потому что бывают семьи, где калым по прежнему выплатить очень сложно. Тут родителям нужно думать не о том, как бы «сдернуть» за дочь больше денег, а о том, чтобы она была счастлива, если человек ей попался хороший.

Есть у казахов такая пословица: «Теңін тапсан, тегін бер», то есть - «Найдешь ровню, отдай бесплатно». Если люди дружат с головой, то и требовать машины и бриллианты они не станут. Главное, чтобы дочь в новом доме не плакала, а ржала здоровых детишек.

Постскриптум

Я тоже считаю, что требовать калым телегами, возами и шубами могут только те родители, которые рожали дочь не в любви, а только ради выгоды. И еще те, которым все равно, каким будет счастье их дочери. Бывает и такое, что капризные невесты сами намекают жениху на уплату большого калыма: ведь он, вроде бы как, потом будет принадлежать ей? Ну и проверить суженого на размер кошелька тоже хочется.

Нормально сегодня, это сделать родне невесты три подарка: ананың сүті или сүт ақысы, – это подарок матери (сережки, шуба); атаның күші или жігіт түйе, – это подарок отцу (хороший костюм) и өлі-тірі – какое-то животное, мясо которого родственники делят между собой. Еще от семьи жениха родители невесты ждут киіт – это мешок подарков для родственников, а вот что туда положат жених и сваты — их дело.

Семья невесты в ответ тоже должна предоставить невесте жасау - то самое приданое, благодаря которому жизнь их дочери в новой семье будет удобной и безбедной. Это бывает как мебель, так бытовая техника и даже квартира.

А вы как считаете, пережиток ли прошлого — калым, или же это определенная проверка состоятельности жениха и способ обеспечить безбедное существование дочери, если он вдруг от нее откажется? Каким должен быть размер калыма и можно ли его вообще устанавливать? Может, калым дается не только по размеру кошелька, но и от души? Наконец, должна ли невеста «отрабатывать» калым и нужно ли ее родителям отдавать приданное, гораздо большее, чем его размер?

Автор: Ольга Урбан (2302,2) 4632 0
Добавить в избранное
Подружиться с автором
Комментарии (14) Написать комментарий
  • Марина(1815,8) Апрель 19, 2015, 18:12 # 1
    Этот обычай кажется мне феодальным, ведь по сути он означает покупку, а покупают кого? Человека. Как бы рабыню. Пусть это и не так, но частично ведь и на самом деле невестку нагружают работой сверх всякой меры.

    Оля, ты говоришь, видимо, по-казахски? Я вижу в тексте буквы, не кириллица, не латиница. "Н" с хвостиком, "к" тоже, как отличается их произношение? О, пойду сама смотреть на гугле-переводчике с озвучкой. Интересно!
    • Ольга Урбан(2302,2) Апрель 19, 2015, 18:15 # 1
      Я помню азы казазского языка. В школе даде на олипиаде городской участвовала и заняла третье место) Гордость какая была

      Теперь многое понимаю, но сказать могу только простейшие предложения: как ховут, как пройти туда-то, сколько стоит и прочее. Понимаю больше.

      Насчет калыма - об этом я и писала, что некоторые свекровки заставляют отрабатывать его. Ужас! Но радует, что наряду с калымом многие родители невесты дают богатое приданое. Обменялись любезностями и живут дальше, причем это все для детей.

      Я вот думаю, а нельзя в приданое тот самый калым положить?
      • Марина(1815,8) Апрель 19, 2015, 18:18 # 1
        Можно, потому что мои родители и сваты сторговались, когда приходили меня сватать, сколько мои за меня дают, сколько муж готов калым отдать. Потом оказалось, что многое было только для вида, для гостей. Понарошку
        • Ольга Урбан(2302,2) Апрель 19, 2015, 18:23 # 0
          Никакого не было калыма? Никакого приданого? Знаешь, сколько помню себя в детстве, мама все собирала мне приданое: ложки, полотенца, постельное белье... А потом это все куда-то пропало, может, брату отдали. Но мама не оставила меня без поддержки: всегда брала постельное белье, сковородки, кастрюли, даде терку покупала в скартиру, где мы жили с мужем - это когда еще были не женаты.

          А приданого так и не было как такового. Даже не знаю, отчего. По-моему, мы просто продолжили жить вместе с мужем как и до свадьбы это было, просто еще и расписалсь
  • Марина(1815,8) Апрель 19, 2015, 18:15 # 1
    не получилось в гугле-переводчике, а перевод вообще насмешил: атаның күші - это сила Адама
    • Ольга Урбан(2302,2) Апрель 19, 2015, 18:16 # 1
      У них, этих букв, немного протяжное произношение: к с хвостиком более грубое, а н - сонорное.
    • Ольга Урбан(2302,2) Апрель 19, 2015, 18:17 # 0
      О, к с хвостиком - это как "кх", а н - будто нос заложен
      • Марина(1815,8) Апрель 19, 2015, 18:26 # 1
        Ага, в татарском тоже так в некоторых словах Точно, жалко, что я мало этих самых слов знаю
        • Ольга Урбан(2302,2) Апрель 19, 2015, 18:34 # 1
          Звучание - да, но слова другие. Казахский язык очень схож с узбекским. Мой муж поэтому понимает его, потому что узбекский знает разговорный идеально)
  • Светлана Ларина(1594,7) Апрель 21, 2015, 10:01 # 1
    Ух ты. Что действительно жива эта традиция? Никогда бы не подумала) Оля, за тебя калым давали?

    У нас, конечно, есть символочесская поцедуа - когда жених проходит несколько кордонов и на каждом что-то дает. Иногда и деньги, но все это символически
    • Ольга Урбан(2302,2) Апрель 21, 2015, 13:26 # 0
      Вот именно: символически. Где проскакал на одной ноге, где песню спел, где монеты накидал... А калым - это вам и бараны, и лошади, и шубы, и бриллианты.

      И хорошо, если приданое в ответ дадут, а если жених беден, а невеста богатая?
      • Светлана Ларина(1594,7) Апрель 21, 2015, 13:34 # 0
        Да уж, как все серьезно! Получается, за бедного богатую не отдадут?
        • Ольга Урбан(2302,2) Апрель 21, 2015, 14:11 # 0
          Честно? Наоборот бывает, а вот чтобы за бедного зятя... Даже у русских не очень-то таких зятьков любят)

          А тут о калыме речь идет. Думаю, редкий случай, обычно рыбак рыбака...

Похожие посты


Сен. 24, 2014
09:47
Свадьба или свадебное путешествие?

В современном мире молодые пары предпочитают не тратить деньги на всю эту свадебную мишуру, а просто хотят отправиться в незабываемое свадебное путешествие сразу  же после долгожданной печати в паспорте! Да! Это, конечно, очень здорово: лазурный берег, пальмы, солнце и только вы и ваше наслаждение друг другом.

А как же все свадебные обряды: сватовство, выкуп, кража быков, туфельки, снятие фаты ну и, конечно же, первая брачная ночь? Ведь не зря все эти традиции были придуманы издавна и, как мне кажется, несут ...

Читать далее
Автор: Christine (9,6)
3495 0 5
Фев. 10, 2014
20:24
Зима – время свадеб?

В последнее десятилетие в нашей стране одним из самых популярных праздников февраля считается День Святого Валентина. И хотя этот праздник не имеет отношения к русским традиция, но становится ещё одним приятным поводом оказать знаки внимания и признаться в любви своей второй половинке. 

Особенный ажиотаж творится в ЗАГСах, поскольку количество пар, желающих зарегистрировать свои отношения именно 14 февраля, с каждым годом неукоснительно растёт. Жаль, что при этом редко кто вспоминает о традиционном русском празднике влюблённых, который отмечается 8 июля и связан ...

Читать далее
Автор: Татьяна (14,3)
2196 0 0


Новое
Автор: Катя Поликарпова (1,0) Ноя. 7, 2015, 16:41 Пришла))