April 21, 2015
16:09

Радоница: радости и условности

Все вы знаете, что каждый год православный народ отмечает Родительский день, который приходится всегда на вторник — после празднования великой Пасхи до него проходит всего девять дней.

В церковном календаре подобные поминальные дни называют еще Вселенской Панихидой, потому что каждый человек, кто в этой жизни уже проводил на тот свет близких людей, приходит в эти дни на кладбище и поминает их добрым словом и делом.

На самом деле поминальных дней в году гораздо больше: это не только Вселенские родительские субботы, которые совершаются два раза в году: Мясопустная и Троицкая, но и частные родительские дни — такие как Дмитриевская суббота (в этом году это будет 7 ноября) и Радоница— следующая во вторник после Пасхи. Как раз день сегодняшний.

Радоница, чему ты «радуешься»?

Каждый год дата у Радоницы разная и в этом выпала она на 21 апреля. По православным меркам в течение Пасхи и последующих ее дней на кладбище ездить нельзя, а на Радоницу поминать близких с куличами и крашеными яйцами можно без оглядки и с чистым сердцем. Считается, что так вы не только отдаете дань памяти ушедшим на тот свет, но и подчеркиваете то, что смерть телесная не означает смерь духовную, и что умершие предки остаются с нами.

Недаром Радоница следует за Воскресением Христовым, его победой над смертью. Живущие ныне вместе с умершими радуются, что те уже возродились в новой вечной жизни. Отсюда и название такое, радостное и светлое - по вере в то, что православные христиане ушли, но попали в Царство Небесное.

Именно поэтому на Радоницу, как самый «известный» родительский день, любое кладбище просто переполнено народом. Даже те, кто весь год туда не ходили, через неделю после Пасхи считают своим долгом придти к усопшим на могилы и помолиться за их упокоение. Другое дело, как все это происходит.

Проблемы восприятия

Не мне вам рассказывать, что большинство людей приходят на могилы к родным не только с куличами и крашеными яйцами, но и бутылкой водки. Я, как человек истово непьющий, очень нетерпимо к этому отношусь. Ну, хотя бы потому, что тремя «нормативными» рюмками память предков обычно не поминается — люди переходят на четвертую, пятую, а то и на вторую и третью бутылку водки.

Вот сегодня, когда я, моя мама, тетя и отец ездили на кладбище, я успела увидеть с десяток, если не больше, людей, которые явно уже перегнули палку поминания. Одни из них, собравшись группкой у стола на могиле близких людей, вспоминали песни Лепса (или кого там еще?), другие шарахались по кладбищу с голым торсом, потому что отыскать «нужного» человека они не могли — все плыло и шаталось перед глазами, третья громко кричала через весь погост о каких-то своих нуждах и чаяниях, направленных в адрес друг друга.

Этим вас я точно не удивила, но от этого менее больно и неприятно не становится. Ни один батюшка не благоволит поминкам, как праздному мероприятию с алкоголем в его составе, потому что почтить своих близких людей нужно нутром, сердцем, а не заливать горе водкой. Тем более, что разум и душу она отключает.

А сколько на кладбище маленьких детей — вы не представляете! Пятилетние, десятилетние, трехлетние и даже груднички. Зачем тянуть сюда таких малышей? Я понимаю, что некоторые молодые мамы тоже хотят придти на погост, а ситуации бывают разные (может быть они потеряли сестер, братьев, родителей), но можно ведь как-то иначе решить эту проблему? Например, оставить малыша с доверенным лицом или, если не получается в этот день, придти сюда в другой. Я очень сильно сомневаюсь, что близкие, ушедшие в иной мир, не видят настоящее положение вещей оттуда, сверху. Другое дело, что хочется — и надо. Вот это «надо» больше всего на них и влияет.

Я считаю, что маленькому ребенку на кладбище делать нечего. Хотя бы потому, что у него слишком ранимая и нежная душа, за которую там может зацепиться любой «хвост». Ведь на кладбище покоятся разные люди — как те, что были при жизни хорошими, так и те, кто совершил много греховных поступков. Если и не отпетые, и не успокоенные толком, и оставившие на земле незавершенные дела.

Условности условны

Что еще я не понимаю в формальности Родительского дня, так это все условности, которые люди тащат в него на себе. Вплоть до того, как яро они костерят заброшенные могилы, сравнивают памятники, вчитываются в даты ухода незнакомых им людей... Что для некоторых это — прямая возможность «выйти в свет», посудачить со знакомыми и посторонними людьми о жизни и потустороннем мире, о котором они так мало знают. Они целый день могут проходить по кладбищу, считая это больше увеселительным занятием, чем душевным, светлым.

Я тоже знаю о потустороннем мире очень мало, потому стараюсь не очень на эту тему размышлять. Но почему-то я твердо уверена, что все эти «церемонии», ширина и широта искусственных букетов, венков, ленточек и мраморных плит, совершенно не важна для тех, кого уже нет. Она важна для людей, которые постоянно меряются своими возможностями: как в жизни, так и после нее.

Только сегодня я говорила о том, что раньше людей хоронили с простыми крестами, а то и вовсе без них, а об искусственных цветах и целых мемориалах люди и не слышали. Ритуальный бизнес сегодня — это просто кладезь дохода, наживы, возможности пополнить свой карман на горе и глупости людей, которые хотят, чтобы у их упокоившихся родственников все было не хуже, а то и лучше. Да что это? Некоторые старики боятся умирать не потому, что жить хотят, а потому, что им умирать «не на что».

А цветы... Сколько возле кладбища продают цветов! Я даже не знаю, чего там больше — машин или палаток с этими цветами. И продают их как бабушки, тетеньки и дяди, так и совсем молодые парни и девушки, которым, в общем-то, нет дела до горя людей. Покупай большие букеты, ставь на могилы, гордись. Зачем это вам, парни? Только из-за денег? Или «если я не стану продавать, другой не станет — кто тогда будет?». Или «я не стану продавать, а кто-то другой продаст, мне не достанется прибыли»?

Сколько же здесь условностей. Возьмите, к примеру, цыганское кладбище — оно находится тут же, особняком стоящим на территории общего, так же, как и еврейское, и мусульманское, и немецкое... У большинства захороненных тут людей стоят высоченные мраморные плиты, огромные оградки, а их родственники собираются сюда помянуть ушедших, как на праздник. Накрывают большой стол прямо в оградке, ставят чайник, жгут уголь, смеются и весело балагурят. Скорее всего, это такая традиция — именно так поминать близких, которых уже нет. Но как же широко они это делают!

А вот особняком стоят мусульманские могилки — целые дома и дворцы, не то что мраморные плиты у цыган. Некоторые из них построены, как неприступная крепость, а некоторые — как мемориал, но какие же они «богатые»! Правда, я никогда не видела, чтобы туда кто-то приезжал с термосами, булочками, курочкой и колбасой, а потом сидел долго и могил и распивал алкоголь. Другой менталитет.

Причин становится больше

Хоронят тут до сих пор, несмотря на то, что кладбище, где похоронен мой дед, две мои бабушки, дядя, его брат, двоюродная бабушка и куча других людей, не работает уже который год. Вернее, там разрешают хоронить людей только если есть бумага, подтверждающая близкое родство с усопшим, и место в его оградке.

В связи с этим я замечаю, что многие люди делают эти оградки намерено больше - как бы загодя. Естественно, я их понимаю. Например, одни из них хотят, чтобы их родители покоились вместе, чтобы не разрываться на две географические части каждый год и по нескольку раз за него. Но что, если один из них, родителей, ушел молодым, а место оставили для второго — на будущее? Ему нужно помнить и близится к нему? Иногда мне кажется, что эта земля даже будто зовет живого человека...

Я так много рассуждаю о Родительском дне потому, что в последние годы знаю все больше могил, на которые мне нужно сходить. Много лет назад ноги туда меня не вели — не было нужды, а вот теперь в тридцать лет список ушедших близких людей пополняется чуть ли не каждый год. И это не дальние знакомые и родственники, имен которых я не знаю... К сожалению.

Там есть и несколько моих друзей, ушедших в их бурной молодости. К ним на могилу я не попадаю — и сил не остается, и даже уже и не помню, где они покоятся, а иных провожала в последний путь только у ворот их дома. Но я вспоминаю о них, когда приезжаю на могилы бабушек и деда, потому что верю — не так важно место, сколько важны твои мысли по этому поводу и то, насколько ты помнишь о тех, кто был тебе дорог.

Светлое и чистое

Но что стоит точно отметить — это то, что при даже такой несдержанности и неорганизованности на кладбищах в Родительский день всегда хорошо на душе. Как будто она там отдыхает, как будто (я в это верю), что близкие и родные, ушедшие в мир иной, в этот день спускаются с небес и смотрят на тех, кто пришел к ним. Что они слышал, радуются, что души их становятся светлее — о них знают, их любят. Такая светлая и немного томительная грусть...

Ты можешь говорить с ними, а может и просто молчать, но ты знаешь, что они тебя слышат. Что ты не забыл о них и что они будут жить ровно столько, сколько помнят о них дети, внуки, правнуки... Да, к иным, хотя они ушли и не так давно, на могилки никто не заглядывает. Я думаю — так происходит потому, что их близкие уехали далеко и надолго, а может быть, навсегда.

По работе ли, по нужде или потому, что не смогли находиться там, где их уже нет. Может быть, они ни разу после похорон и не посещали это место, а может быть, уже и нет в живых тех, кто мог это сделать. Ситуации бывают разные, а потому я не могу судить родственников тех усопших, чьи могилы заброшены. Да, это жутко и горько, но это не наш крест и не повод для перемалывания их косточек.

Лучше просто постоять немного рядом и с этими могилками, просто прочитать надписи на памятниках, просто помолиться за упокой их души. Я думаю, что так поступать не столько правильно, сколько просто стоит. Хотя бы потому, что никто не знает, что будет после того, когда не станет нас.

Я желаю вам доброго здравия — вам и вашим родным, так же, как и своим — родителям, сыну, мужу, брату, тете, сестрам, племянникам, свекрови, бабуле и всем остальным. Пусть наша жизнь будет наполнена больше счастьем, миром и гармонией, чтобы через много сотен лет нам не пришлось жалеть о том, что мы не так уж и правильно прожили свою жизнь. И не забывайте о тех, кого уже нет — они живы, я еще раз повторю, пока мы о них помним.

Автор: Ольга Урбан (2302.2) 2448 0
Добавить в избранное
Подружиться с автором
Комментарии (13) Написать комментарий
  • Марина(1815.8) April 21, 2015, 22:49 # 1
    Верно, Оля! Ушедшему неважно, дворец ли украшает его могилу или плита. Хоть принято судить о народе по его отношению к мертвым...ой не помню, кто из классиков это сказал, но другой сказал, что "мертвые сраму не имут" и им уж никак не стыдно своих заброшенных могил. Ведь все могилы рано или поздно переходят в разряд заброшенных.

    А местные немецкие кладбища очень миленькие, но есть и еще варианты... романтичные, если уместно так выразиться о месте последнего упокоения. Все дело в том, что "места упокоения" нету. Нету и все. Пепел после кремирования рассеивают над водоемом или в лесу. Мне почему-то импонирует в лесу: он живот, шумит, растет
    • Ольга Урбан(2302.2) April 22, 2015, 07:03 # 0
      Я тоже об этом думала. Через лет двести что будет? Через 500? Если комета никакая не упадет на Землю, то все равно большинство кладбищ просто исчезнут. Никто и знать не будет, что там кто-то был захоронен, кроме археологов. Еще и дома какие-нибудь там построят.

      Кстати, а ты сама за кремацию? Экологически это правильно, а морально наш народ точно к этому не готов.
      • Марина(1815.8) April 22, 2015, 21:27 # 1
        Я за кремацию, хоть и жутковато звучит, но это отголоски "тех" крематориев. Правда те, кто читал Гоголя, помнят про "юдоль скорби", что мол, многие буди захоронены в состоянии глубокого летаргического сна. В таком состоянии кремироваться мне неохота А в состоянии нормального трупа какая уже разница.
        • Ольга Урбан(2302.2) April 22, 2015, 21:38 # 0
          Разницы нет, но как-то не по себе. Хотя лежать, чтоб червячки кушали... Тоже мало веселенького
          • Марина(1815.8) April 22, 2015, 21:47 # 1
            Сольемся с природой, станем вечными
            • Ольга Урбан(2302.2) April 22, 2015, 21:51 # 0
              Очень премилая перспектива! Если говорить о добровольной кремации, конечно.
              • Марина(1815.8) April 22, 2015, 21:58 # 1
                Я верю, как-то было откровение мне. Мы относимся к особому виду мыслящей материи, эээ, а тело, ну что тело. Костюмчик, как говорится, для души.

                Откровение я пережила в возрасте лет 4-х, поэтому верю, что в чистом детском восприятии не было иллюзий, а было нечто непостижимое.
                • Ольга Урбан(2302.2) April 22, 2015, 22:21 # 0
                  Откровение было видением или мыслью? Что ты чувствовала?
                  • Марина(1815.8) April 25, 2015, 16:24 # 1
                    Оля, не видением, не мыслью, я это пережила, пронизало как бы... затрудняюсь. Прочувствовала, вот! Изнутри и снаружи. Насквозь.
  • Евгения(338.6) April 22, 2015, 00:07 # 1
    Мне так понравилось, светло ты написала.

    А к походам на кладбище у людей и правда отношение зачастую неадекватное, какое-то нездоровое возбуждение люди испытывают - ходят, бродят, рассматривают. А уж про то, что выпивают - вообще молчу. А малышам и беременным там делать нечего, ведь энергетика там сильная.
    • Ольга Урбан(2302.2) April 22, 2015, 07:05 # 0
      Я первый нод, как сын родился, не была там именно потому, что с собой тащить его не хотела. И когда беременная была - тоже.

      Зато как сейчас помню, что в юности мы с друзьями ночью ездили на кладбище нервы свои проверить. Дураки были, сейчас понимаю.
  • Алена(451.8) April 22, 2015, 16:48 # 2
    Как меня злит эта водка на поминках! Вот у меня бабушка была, которая всю жизнь страдала от дедушки-алкоголика - она терпеть не могла все, что связано с выпивкой. Особенно не переносила, когда выпивают ее дети (моя мама с ее сестрой). Я постоянно задаю им вопрос: неужели бабушке приятно это видеть? А им все равно. Вроде как положено выпивать. Ну правда, кошмар какой-то
    • Ольга Урбан(2302.2) April 22, 2015, 16:57 # 1
      Вот именно! Только меня никто не слушают, потому что тут любо пьющие горло дерут, либо остальные ратуют за "так положено". А я, типо, спорю, потому что не пью.

Похожие посты


Sept. 19, 2014
18:29
Превратности судьбы

Недавно Марина рассказала нам удивительную историю свой свекрови, Марианны. Мне даже показалось, что в какой-то степени мама ее мужа просто доверила своего сына в руки снохи и ушла спокойно в мир иной. Но и по сей день она продолжает наблюдать, помогать, защищать их семью от глобальных бед. Присутствие свекрови Марины я чувствую в каждом ее слове...

Но интересным фактом было еще и то, что ты, Марина, рассказала нам об этой интересной женщине с непростой судьбой при помощи ее дневника. Моя ...

Читать далее
2589 0 5
June 18, 2015
17:02
Памяти первые шаги

Сегодня день памяти моей бабушки Прасковьи, которая ушла из жизни ровно 10 лет назад, 18 июня 2005 года. Как сейчас помню, что тот год был очень трудным для нашей семьи: сначала умер дедушка, долго пролежавший со сломанным бедром и не выдержавший физических телесных мук, а потом, через полгода не стало и бабушки.

Она долгое время жила с нами: после смерти своего мужа недолго побыла в одиночестве в родной деревне, похудела, истончилась морально в одиночестве и переехала к нам. За год ...

Читать далее
1848 0 0


Новое
Автор: Катя Поликарпова (1.0) Nov. 7, 2015, 16:41 Пришла))