April 25, 2015
14:24

Роад-муви в страну альбатросов. Коктебель

Вопрос отношения отцов и детей не раз очень хлестко поднимался как в русской литературе, так и в русском авторском кино. Наверное потому, что слишком он неоднозначен: мало того, что сходятся два разных поколения со своими ценностями, так еще и эти ценности все время меняются.

Сегодня мы не понимаем, как можно терпеть алкоголика папку, который гоняет свою жену по дому за бутылку водки, снимаем об этом кино и пишем рецензии, а сто лет назад такое положение вещей было привычным в большинстве сел и деревень. Сегодня мы воюем с родителями за не купленный нам планшет, а сто лет назад могли запросто отхватить за одно поперечное слово оглоблей по спине. Это к примеру, конечно.

Вот только недавно я думала о том, когда можно считать ребенка взрослым. Тогда, когда у него свои дети родятся или же все-таки немного раньше? Я вижу, что мои родители до сих пор воспринимают меня, как свое дитятко, иногда сильно перегибая палку в «воспитании». Согласитесь, в тридцать лет желание родителей настоять на своем воспринимается как минимум странно.

Многие путают понятие «самостоятельность» и «взрослость», считая их чем-то похожим. Я не согласна, потому что видела не один пример, когда уже выросший и повзрослевший человек по сей день находится под крылом у родных, а юный, еще не окрепший паренек зарабатывает в три раза больше, чем его отец, потому что давно понял цену деньгам.

Проблем отцов и детей иногда неразрешимы. Потому что детей всегда считают детьми, тем самым усложняя жизнь самим себе. Ведь кое-кто может перестать брыкаться, согласиться быть турнем и сесть на шею родным, свесит ножки. Только тогда уже поздно будет что-то менять...

Отцы и дети — вечная тема.

Не так давно я наткнулась на картину Бориса Хлебникова и Алексея Попогребского, которая вышла на экраны кинотеатров в 2003 году. Надо сказать, что я видела фильм раньше, но как-то впечатления на меня он не произвел. Видимо, воспринялся не как авторское кино со своим видением об отношениях между близкими людьми, а обычное роад-муви, снятое в тишине лесов и полей. А вот теперь есть, над чем подумать. Наверное потому, что у меня теперь есть свой сын и наша с ним дорога жизни уже вступила в свои права. Наше собственное роад-муви.

Где ваш Коктебель?

Итак, сюжет фильма «Коктебель» начинается с отца и сына, которые пускаются в долгое пешее путешествие из Москвы в Коктебель. Место это не выдуманное: Коктебель — посёлок, расположенный на востоке Крыма к юго-западу от Феодосии, прямо на побережье Чёрного моря.

Название поселка переводится с тюркского «Страна голубых вершин», и природа в поселке и его округе действительно завораживает: живописные «голубые» холмы, чистый воздух, ароматы трав и моря, а еще удивительная гора, с которой, по словам отца мальчика, можно запросто взлететь на планере и воплотить мечту человека о полете к солнцу.

Конечно же, зрителю тут же хочется спросить: а почему бы не уехать в Коктебель на автобусе — это же ведь очень далеко? Скорее всего, потому что денег у семейства нет, вот они и пользуются любыми возможностями: чужими попутными машинами, своими ногами, телегами... Идут отец и сын через леса и поля, сквозь ливень и ветер. Так сказать, четко ощущают слово «дорога».

Почему же именно Коктебель стал мечтой двух людей, идущих пешком вперед за мечтой? Неужели нет других потаенных и заветных мест? Где их мама и супруга, а может быть, и сестра? И как же их дом в Москве — где-то же они жили? Не может же взрослый человек тягать за собой ребенка в такую даль без особых на то причин?

Конечно, для маленького мальчика эта дорога предстает более романтичным способом провести время: ему не нужно ходить в школу, потому что всему его учит отец с высшим образованием, он постигает мир не в теории, а на практике, умеет развести костер в лесу и защитить отца от нападок пьяного человека.

Его манит загадочный Коктебель, где их пешая и бродячая жизнь наконец-то обретет смысл. Возможно, он станет более самостоятельным в этом пути— еще не мужчиной, но уже и не мальчиком, потому что умеет курить дешевые папиросы, знакомиться с девчонками и смотреть на их голые колени.

Он идет за отцом, пока в голове живет мечта о далеком городе и высокой горе, с которой бумажный лист планирует, как настоящий аэроплан. А его отец идет туда, где будет кров, пища, спокойный сон и нормальная школа, которой его сын сейчас лишен.

Кто виноват и что делать?

Отцу больше некуда идти и вести своего сына: в Москве ничего нет: жена умерла, работу он потерял, квартиру менял ее за эти годы не один раз, дошел до комнаты в коммуналке — и ту пропил. Надежда только на родственницу, которая живет в далеком Коктебеле. Потому, придумывая для сына все новые сказки, основанные на фактах из учебников, отец продолжает идти вперед ради сына. Несет на себе груз вины за то, что лишил его угла и свободы, но все-таки верит, что их дорога достигнет назначенного места.

На пути им встречается много людей, которые по разному воспринимают эту странную парочку: одни скептически относятся к чаяниям отца и сына, другие помогают ему, а третьи усугубляют и без того тяжелую жизненную ситуацию семейства.

Взять, к примеру, того же домовладельца, для которого они стали ремонтировать крышу? Понурый, суровый, недоверчивый — он с большой опаской принимает отца и сына к себе в дом, выделяя им не самое лучшее место в большом подворье. Но зато, как только (с помощью недолгих уговоров) папаша соглашается принять с ним на грудь рюмочку водки, настроение мужика меняется на глазах!

А отцу-то пить нельзя, как мы помним: не так давно квартиру в столице на водку променял, мальчишку оставил без крыши над головой, что теперь вынужден за тобой по стране таскаться... Но нет! Нельзя же отказать тому, кто предлагает? Типичная мужская солиданость и зеленый змей, говорящий в его душе.

Конечно, проще думать о том, что ты стараешься ради ребенка. А еще лучше вообще не думать - прогнать паренька на улицу, а самому загудеть с домовладельцем на недельку-другую. Все равно ведь хуже не будет, так ведь?

Вот она — суровая российская реальность глубинки! Хозяину уже и крышу крыть не надо, уже и еды не жалко и денег, которые с удовольствием тратятся на питье — даже ребенка не грех развлечь, показав ему до боли пошлую шуточку про слона.

А потом... приходит раскаяние и отрезвление, жадность, но свалить всю вину на самого себя владелец дома не сможет: ему проще прогнать со двора отца с ребенком, не отдать паспорт, отнять вещи и даже пригрозить ружьем.

Совесть говорит в нем как-то особенно. Такая пьяненькая мутная совесть, которая помогает ему нажать на курок и лупануть в плечо мужчине.

Сын простит отцу и это — он ведь любит его, и будет бежать с ним по лесу, пока родитель не лишится сил. Тогда сын самостоятельно доберется до деревни, найдет женщину-доктора и спасет своего отца от смерти. Умный, сообразительный, мечтающий о Коктебеле...

Ведь Коктебель — это место, где летают красивые альбатросы, где парят планеры, где стоит памятник на высокой горе... А отцу в это время и нужно-то: теплая постель, уют и заботливая женщина, которая готова принять их с сыном к себе на постой. Ведь он так сильно винит себя за слабость, за то, что не смог воспротивиться удару судьбы и пойти на дно, что сейчас готов променять мечту о Коктебеле на борщи и шанежки. Все потому, что никакой романтики в дороге нет, а есть только череда дней, омрачаемая бытовыми проблемами, решения и поступки, за которые приходится нести ответственность, и любовь к сыну, которую он не потерял.

Выбор...

Но сын оставаться в доме сельского доктора не желает. Он противится этому факту, как только может, обзывая добрую женщину, обвиняя ее в нечистоплотности и тоскливости, которую она на него навевает. Разве может понять ребенок, в голове у которого планер и альбатросы, как тяжело на самом деле быть взрослым? Что в том самом Коктебеле их может никто и не ждать, а слоняться всю жизнь по дороге без крыши над головой — это ужасно?

Мальчик бурчит, ворчит, обвиняет отца в малодушии и измене мечте и цели, он говорит, что про Коктебель ему все наврали — мол, нет его на карте. И только монолог отца о том, что поселок не так давно переименовали в Планерское, немного успокаивает его душу.

Понять парнишку можно — ему кажется, что именно там, в Крыму, их жизнь наладится и станет сказкой, а здесь, на суровой и тоскливой осенней русской земле их не ждет ничего хорошего. Только такие алкоголики, как тот домовладелец, и такие податливые добрые бабы, как Ксения, сельский врач.

У парня, которому всего 11 лет, есть сформировавшееся мнение о том, что предавать идеалы ради чистых носков и тарелки горячего супа нельзя. Что он мечтает о свободе иной, о покое, безмятежности, счастье — парень хочет стать тем самым альбатросом, образ которого навсегда засел в его голову. Ведь эта птица кажется ему такой величественной и красивой, что захватывает дух!

И самое интересное, что мальчишки, которые будут смотреть этот фильм, явно примкнут в мнению парня - им тоже захочется посмотреть на загадочный Коктебель и пустить бумажный самолетик с его верхушки. А такие, как его отец - взрослые люди, вот как мы с вами, тут же подумают, что остаться на зиму у сельского врача в доме, в тепле и сытости - это лучше, чем идти туда, не зная куда.

Такие вот реалии жизни, такой у вот у каждого Коктебель - чем ты взрослее, тем меньше в него ты веришь.

А мальчишка... Он не остановится. Он так хочет попасть в Коктебель или Планерское, что даже убегает от родителя в темную ночь, не согласившись остаться у сельского врача в доме на зиму. Паренек уезжает вместе с попутчиком-дальнобойщиком, собрав скудный скарб и деньги.

И первое место, которое он посетит, приехав в Коктебель — та самая гора, с которой летают один за другим удивительные планеры...

И разочарование...

Но оказывается, что лист бумаги улетает с этой высокой горы только с четвертого раза, что само поселение довольно маленькое и душное, что нет тут никакой далекой родственницы, потому что она уехала в другой город, что вместо великих планеристов тут везде снуют туристы, а под альбатросов косят жирные и наглые чайки, готовые вырвать у тебя из рук булку хлеба.

Вот такая она — реальность и мечта, об которую разбивается подрастающий человек. Это взрослость, мальчишка, это факт того, что твое детство закончилось. И куда теперь ты пойдешь, кого поведешь по дороге, будешь ли слушать и уважать дальше своего отца, предашь ли идеалы ради тарелки супа и чистого белья — или так же упорно будешь идти вперед, пока не поймешь, что уткнулся носом в стену? Выбор за тобой.

Автор: Ольга Урбан (2302.2) 1994 0
Добавить в избранное
Подружиться с автором
Комментарии (6) Написать комментарий
  • Ольга Храмушкина(663.7) April 26, 2015, 08:14 # 1
    Я люблю читать твои описания фильмов. Потом можно даже уже не смотреть) Хотя, этот фильм посмотрю, интересный. А с детьми лет 6-8 его можно смотреть, как думаешь?
    • Ольга Урбан(2302.2) April 26, 2015, 11:57 # 0
      Можно! Там нет эротических сцен, а шутка хозяина дома про слона хоть и пошловатая, но ее только взрослые поймут. Так что погляди. Хорошее кино.

      Спасибо большое, что читаешь мои рецензии. Я стараюсь)
  • Ольга Храмушкина(663.7) April 26, 2015, 13:14 # 0
    Ок, спасибо)
    • Ольга Урбан(2302.2) April 26, 2015, 13:19 # 0
      Единственное, что там несколько раз матюкаются, но не сильно, и слово запикивают - это в телевизионной версии. Авторское кино без мата разве бывает?
  • Светлана Ларина(1594.7) April 26, 2015, 15:46 # 0
    Я так поняла, фильм не особо позитивный?
    • Ольга Урбан(2302.2) April 26, 2015, 15:57 # 0
      Я бы так не сказала. Для авторского кино, которое очень любит не договаривать, здесь практически все ясно. У героев есть выход, просто разочарование мальчишки печально. Но это и есть взросление. Не возможность сигаретку покурить, а вот именно так - когда ты окунаешься в реальность.

Похожие посты


Aug. 30, 2014
17:48
"Шагал - Малевич" или Как написать сценарий?

"Представьте, что вы тайно проникли в мастерскую Микеланджело. Видите Моисея и "Ночь", наполовину спрятанные в камне. Волнующее приключение? Нравится? Тогда счастливого пути!" (А. Митта)

"Шагал - Малевич"

Фильм Александра Митты "Шагал – Малевич" я хотела посмотреть давно - исключительно по причине педагогического таланта режиссера прогремевшего когда-то "Экипажа".

Его книга "Между адом и раем" помогла мне в свое время заглянуть за кулисы сценарного искусства и столкнуться с драматургией лицом к лицу с точки зрения технологии и психологии написания пьесы (киносценария).

Меня, влюбленную в полотна ...

Читать далее
Автор: Анна (598.1)
3972 0 7
Aug. 6, 2014
20:06
А в душе я танцую. Фильм-демотиватор

Недавние перипетии с биржей труда, моя вынужденная регистрация на сайте собачьих, кошачьих и черепашечьих нянь выбили меня из колеи. Началась не то, чтобы настоящая депрессия, но натуральная хандра, с давлением и томлением в груди, невозможностью глубоко вздохнуть, плаксивостью и поганым настроением. Это происходит со мной довольно часто. Черный шоколад не помог. Прогулки в лес по ягоды — тоже. Осталось проверенное средство — мощный демотиватор.

Как-то перепутались у меня в голове мотиваторы и демотиваторы. Оказывается, оба средства призывают к некоему действию. Причем, часто ...

Читать далее
Автор: Марина (1815.8)
4218 0 16


Новое
Автор: Катя Поликарпова (1.0) Nov. 7, 2015, 16:41 Пришла))