April 27, 2015
11:58

Изображая жертву, не плюй в колодец

Я часто пишу вам рецензии о фильмах, которые мне довелось посмотреть - удачные или не совсем, тут уж судить не мне. Потому что любой из них вызывает внутри какие-то чувства.

Но есть такие фильмы, которые не просто оставляют внутри меня четкое ощущение понимания происходящего на экране, но и становятся будто бы частью моей жизни — прошлой или настоящей. Той частью и именно тем миром, в котором я будто бы жила.

И сегодня я расскажу вам о художественном фильме Кирилла Серебренникова «Изображая жертву», который вышел на экраны кинотеатров в 2006 году. В этом же году я его и посмотрела — вместе с Идеалистом, с которым находилась на тот момент в отношениях. Это был один из самых любимых его фильмов на то время: парень будто бы упивался происходящем на экране, а я, глядя в его сверкающие глаза, понимала: Идеалист видит, что это фильм - о нем. Значит, это фильм и обо мне.

Зацепившись за сюжет

Выпускник университета Валя, которого сыграл Юрий Чурсин, устраивается ради заработка в милицию. У него «уникальная должность» - парень изображает жертвы преступлений во время следственных экспериментов, чтобы восстановить картину прошлых событий и понять, насколько те или иные люди виноваты в произошедшем и могли ли они совершить преступление, в котором их обвиняют.

Следственная группа, в которой трудится Валя, постоянна в своем составе: это харизматичный капитан, вооруженная видеокамерой девушка - младший лейтенант Люда и немного туповатый милиционер Сева. Ежедневно она вывозит подсудимых на места преступлений и пытается восстановить картину трагедии. И ежедневно они сталкиваются не только с равнодушием и безразличием людей, совершивших правонарушения, но и с собственной ленью, нежеланием разбираться в проблеме, отвлеченностью на личную жизнь и «формальностью» следственных экспериментов.

На протяжении фильма нам попадутся четыре истории убийства, первой из которых совершит пэтэушник Карась. Он, не сумев добиться ответных чувств от своей девушки, хладнокровно зарезал ее, а потом попытался расчленить ее в уличном химическом туалете. Не сумев разделать тело убитой простым ножом и не справившись с унитазом, сняв который он намеревался свалить тело девушки в выгребную яму, Карась просто покидает место преступления с мыслью: «Будь, что будет».

В том, как равнодушно и безучастно парень рассказывает о совершенном преступлении, очень много шокирующих кадров и деталей. Например, когда следователь спрашивает Карася, что сделала девушка, после того, ка кон воткнул в ее горло нож, он так просто отвечает: «Пукнула и повалилась на бок». То же самое делает и Валя, который с бравым весельем и креативом изображает умирающую девушку, испуская ртом газы и падая на стенку туалета.

Революция образа

Именно с этих моментов мы начинаем понимать, каков на самом деле характер главного героя. Балагур, пофигист, весельчак, балаганный шут и наглец, который презирает общество и близких людей, считая свое окружение тяжелым балластом, который ему приходится тащить по жизни. Ему уже 30 лет, но парень отчаянно сопротивляется взрослению и самостоятельности: Валя по сей день проживает в квартире своей мамы — вместе с ней, не хочет устраиваться на нормальную работу и всячески третирует свою девушку Олю, с которой встречается несколько лет.

Ничего не напоминает? Маленькая скромная квартира, мама, которая потеряла мужа и теперь встречается с другим — абсолютно чужим «Вале» мужчиной, и девушка, которая отчаянно хочет выйти замуж за любимого человека, родить ему ребенка, а потому терпит все капризы парня и закрывает глаза на откровенное его равнодушие к ней?

Я даже уверена, что раньше настоящий Валя был нормальным. Учился, мечтал о великих свершениях и семье, завел даже девушку, которую полюбил — или подумал, что полюбил, повстречался с ней пару лет. Но потом, потеряв отца и не найдя в себе сил признать, что люди вокруг него не обязаны жить только ради его блага и удовольствия, он предпочел изобразить из себя жертву обстоятельств и начать портить жизнь окружающим.

Как он говорит в одном своем монологе: «Я не женюсь на Оле, потому что не хочу, чтобы ты думала (он говорит это матери), что я живу. Я не живу, и тебе это делать не дам!».

Теперь вам становится все более понятней? Идеалист, да простит он мне такую прямоту, в свое время стал очень тяготиться обстоятельствами, которые его окружали. Нет, его отец не погибал — он бросил беременную им женщину, маму моего бывшего, и уехал в другой город. Курортный роман ничем не закончился, немногим позже он женился, родил детей и счастливо жил, как нормальный мужчина. До сих пор не знаю, какой была настоящая причина расставания мамы Идеалиста и его отца. Знаю только, что с сыном он не общается, а значит, не такой уж он хороший человек, и причина не только в девушке, а в нем самом.

Кроме того, маленькая квартира, в которой проживал Идеалист во время наших отношений (она и сейчас, как в сказке, на дубе том), тоже раздражала его своим метражом, видавшей виды мебелью, отсутствием собственной комнаты. Потому что спать парню приходилось поначалу в комнате с бабушкой. Романтика еще та, и я это прекрасно помню. Хотя по сей день испытываю к ней теплые чувства, но строить отношения на глазах пожилой родственницы — это хардкор, сами понимаете.

С другой стороны рядом всегда была мама Идеалиста, которая ходила за нами по пятам: мы едем на дачу, чтобы побыть наедине — она едет за нами, обещает остаться с ночевкой у подруги — приезжает на ночь глядя домой. Добавьте к этой ситуации отсутствие нормальной работы у парня, который всю молодость занимался танцами, постоянную нехватку денег, невозможность купить хорошие модные вещи, вывести девушку в свет, снять, наконец, квартиру, чтобы начать там создание своей собственной семьи.

Я его хорошо понимала — поначалу, и верила, что лишь это и мешает нам построить нормальные отношения. И только спустя пару лет, когда из нормального парня на меня стал смотреть герой фильма «Изображая жертву» - Валя, я ужаснулась. Ведь все это время люди пытались оправдать его малодушие, эгоизм, стремление к свободе, а он так привык к этим мыслям, что сам в них поверил, стал культивировать их внутри себя, а потом и вовсе вжился в роль жертвы жизненных обстоятельств. Не боролся сними, а стенал и страдал по причине их наличия.

Девушка Оля — подруга героя фильма Вали, до боли мне знакома. И именем своим, и тем, что она потратила несколько лет своей жизни, чтобы потом получить пинок под зад. В новую жизнь. А что она в ней теперь умеет? Она ведь выгорела, истощилась, потратила все свое душевное тепло на человека, от которого ждала абсолютно нормальных поступков: создать семью, родить детей? Она жалуется Вале, а я слышу свой голос: «Ну, как я начну новые отношения? Я ведь должна показать свою заинтересованность в другом человеке! А мне ведь уже никто не интересен, кроме тебя!».

Новая жертва

Но вернемся к местам преступления фильма «Изображая жертву», ведь без них картина, в которой живет наше герой, была бы неполной. Это я о том самом равнодушии и безразличии, которое сквозит вокруг Вали изо всех щелей — ему есть, на что равняться.

Вот мы видим интеллигента, который подозревается в том, что выбросил из окна собственную жену. И хотя он утверждает, что не делала этого, а супруга упала из окна сама — после хлопка двери сквозняком закрыло окно, на котором она стояла, и силой удара женщина оказалась выброшенной на борт корабля.

Что же делает следствие? В этот раз оно просто уверено, что интеллигент виноват в смерти жены: и ничего его не убеждает — ни то, что на камеру заснят факт того, что окно действительно может захлопнуться из-за сквозняка, и то, что мужчина чуть ли не в истерике пытается это доказать еще раз, но отчего-то больше не получается... У всех вокруг свои проблемы: у Вали — скучная жизнь, у следователя голова чем-то забита, Люда тратит время на построение отношений, а Сева просто туп.

Ситуация в бассейне, где неудачливый Ромео кавказской национальности утопил любимую, прямо противоположная — нет доказательств того, что это сделал любовник, но доказать-то надо! А как это сделать, если Валя забыл дома плавки, Ромео никак не может понять, что ему нужно делать, а Люда плачет из-за своего неверного парня.

Да, работа не из легких и ходить на нее Вале явно не очень нравится — даже если учитывать, что он любит балаган. Но дома его тоже ничего не ждет: только призрак отца, который постоянно является к нему в реальности и рассказывает о том, что мать сжила его со света руками родного брата Петра — якобы, это он отравил его по просьбе супруги. Происходит ли это на самом деле? Я сомневаюсь, потому что Валя слышит лишь то, во что хочет верить, а призрак отца не так уж и позитивно настроен.

Обозлившись на весь свет, Валя не знает, как ему скинуть груз со своих плеч — он устал сходить с ума, но любить, быть любимым, отдавать свое тепло и заботу кому-то не намерен. И опять же в этом столько сходства с той моей прошлой ситуацией, что становится очень страшно... Как я могла этого не видеть? Ума не приложу.

Ведь Идеалист очень хотел избавиться от меня, как от своей девушки, создавал невероятно дикие ситуации, которые бы не простила ни одна дальновидная барышня — только не я, любившая его больше всего на свете. Полагаю, я была для него некоей лабораторной мышью, которая почему-то никак не дохла от яда, который пускали в ее нору.

Кульминация пофигизма

Вернемся к следственным экспериментам — той ситуации, когда следователь раскручивает представителя малого бизнеса, застрелившего бывшего одноклассника в суши-баре на встрече выпускников. Обстановка тут еще та — и колоритная Лия Ахеджакова в кимоно и на высоких каблуках играет тут немаловажную роль! Между прочим, только из-за этой сцены фильм стоит посмотреть — я наслаждалась Лией, а критики признали ее образ лучшим, наградив впоследствии премий за за лучшую женскую роль второго плана.

Именно в стенах этого заведения у следователя группы и случится эмоциональный срыв. О том, каким растет нынешнее поколение, о том, что им ничего в этой жизни не нужно, что они не хотят работать, любить, строить семьи, а вот так запросто убивают своих девушек, одноклассников и возлюбленных, «пуляя» в них из пистолета или расчленяя их в общественном туалете.

Это очень эмоциональный монолог, который передать простыми словами — без мата, точно нельзя, но такой, который приведет в чувство любого человека, если он еще дружит с головой. Любого, кто понимает, для чего он живет в этом мире и как ужасен он бывает иногда, если водитель трамвая матом отвечает на вопрос, едет ли он по такой-то улице: мол, понятия не имею. Любого, кто воспримет этот срыв капитана как шоковую терапию и мысль о том, что не только нынешнее поколение деградирует — причина и в тех, кто его воспитал таким.

Любого, но только не милиционера Севу, не оператора Любу, ни равнодушного клоуна Валю. Последнего особенно, потому что после следственного эксперимента в японском суши-баре парень делает свои собственные выводы, сформулировать которые можно одним словом: «Плевать!».

Постскриптум «фугу»

Я не буду говорить вам о том, чем закончится фильм — делаю так редко, но сегодня это того стоит. Скажу лишь только, что в кинофильме своей жизни с «Валей» я отделалась «легким испугом», да и способ решения проблем Идеалист все-таки предпочел выбрать более разумный. Но самое странное, что и по сей день изображать из себя жертву он не перестал, что так же продолжает мучить своих девушек «Оль», проживать в маленькой квартире с мамой и бабушкой и мечтать о великих свершениях.

И хотя мы с ним крепко дружим, переломить его в этом смысле я не могу. Да и надо ли? Ведь каждый из нас сам выбирает: кем ему быть сегодня и завтра. Жертвой ли, нападающим или нормальным человеком? Тут уже решать только вам и никому больше.

Самое главное — не пытаться имитировать жизнь вокруг, а создавать ее. Потому что именно этим и грешат герои киноленты «Изображая жертву»: Валя всё время кого-то изображает, не вкладывая в это души, капитан милиции, руководящий следственными экспериментами делает вид, что эти действия вообще кому-то нужны, оператор Люда только имитирует заинтересованность в деле, на самом деле механически исполняя свою работу, а работница японского ресторана изображает японку, потому что другой работы и жизни у нее нет.

Ведь проблема неустроенности мира заключается в этом простом бездушном: «Плевать», на которое опирается множество людей вокруг.

Им плевать за завтрашний день и на людей, которые прозябают свою жизнь в коммунальных квартирах или побираются на лице — главное, чтобы сейчас и сегодня было хорошо. Им плевать на то, до чего докатился мир, в котором убийство парня в японском ресторане — плевое дело, а избиение подростка на улице группой лиц в масках вызовет общественный резонанс, только если кто-то выложит это видео в сеть. Им плевать, что детей у них не будет только по их собственному выбору — зачем кого-то растить и отдавать ему тепло, если можно жить только для себя? Им плевать на пенсионеров, которые считают крохи в своих карманах и не могут не то что батон колбасы купить - булку хлеба в магазине.

А самое страшное, что некоторым из них плевать даже на собственную жизнь - на все, что происходит вокруг, потому что если чужая жизнь и смерть для них — простой повод для стеба, то что уже говорить об их собственной?

Да, их немало, таких наплевательских, но самое главное, чтобы именно вам — а я это точно знаю, на это все было не плевать.

Награды фильма «Изображая жертву»:

  • 2006 — Главный приз Открытого российского кинофестиваля «Кинотавр»

  • 2006 — Главный приз первого Римского международного кинофестиваля

  • 2006 — Приз зрительских симпатий «Серебряный грифон» XIV «Фестиваля фестивалей», СПб

  • Премия «НИКА» 2007 — «Лучшая женская роль второго плана» Лие Ахеджаковой

Автор: Ольга Урбан (2302.2) 2096 0
Добавить в избранное
Подружиться с автором
Комментарии (4) Написать комментарий
  • Эвелина(8.8) April 29, 2015, 09:52 # 0
    Неоднозначный фильм. Не про меня точно, но вот в общем, о молодежи - да. В конце все герои повествования так запутались, что принялись массово решать свои проблемы. А Ахеджакова идеальна)))
    • Ольга Урбан(2302.2) April 29, 2015, 15:04 # 0
      Точно! Только проблемы-то и не решились, только добавились: паренек сядет, мент опозорится, официантка потеряет работу.
  • Alesja(84.3) April 29, 2015, 13:19 # 0
    Прямо заинтересовали - надо посмотреть

Похожие посты


Oct. 9, 2014
19:27
Око за око, зуб за зуб

Есть у меня две знакомые девочки, приятельницы из прошлого. Зовут их обеих Виками, но в том самом прошлом они не общались, будучи приравненными обществом к разным его социальным слоям. Только спустя годы одна из них наконец-то подровнялась, окультурилась и навела марафет, как принято выражаться. Вторая же, как была прогрессивной, ухаживающей за внешностью девочкой, так ею и осталась.

Первая Вика воспитывалась не совсем в благополучной семье, живя не с мамой, а с бабушкой. Но ей страшно хотелось звездной жизни и она ...

Читать далее
3398 0 6
Aug. 30, 2014
13:20
Каждый охотник желает знать. Опасно ли нынче знакомиться?

Не секрет, что друзья не растут в огороде и что Урбан смотрит Дом-2. По сути, я просто привыкла к этим людям, как к столетним друзьям, которых не видела в реальности ни разу.

Играет роль и тот факт, что мне просто интересно подсматривать за теми, кто живет, как кот в масле катаясь. За счет пиара и рекламы; людского желания подглядывать за чужими постелями и отношениями; в очень комфортных условиях; на казенных харчах; имея возможность (при желании) не только построить хорошую карьеру ...

Читать далее
4996 0 10


Новое
Автор: Катя Поликарпова (1.0) Nov. 7, 2015, 16:41 Пришла))