Май 5, 2015
17:41

Быть женой декабриста

Сколько себя помню в юности, выражение «жена декабриста» вызывало у меня какую-то странную дрожь во всем теле. Это из-за книг, которые мы читали по школьной программе, и из-за уроков литературы, на которых нам преподносили этих женщин, как истовых мучениц, пожелавших разделить со своими мужьями наказание ссылкой.

Я даже представляла себе, как она должна выглядеть: женщина с печальным, но непоколебимым лицом, пронзительным взглядом и уверенной поступью, бродящая в полушубке по снежным просторам России, а рядом с ней в кандалах шел ее благоверный муж.

Оказалось, я была недалеко от истины — 11 женщин, которые разделили сибирское изгнание мужей-декабристов, покорно приняли на себя не только бедноту и серость, но и лишнее их всяческих привилегий, прав и статуса: Волконская Мария Николаевна, Анненкова Прасковья Егоровна, Ивашёва Камилла Петровна, Муравьева Александра Григорьевна, Нарышкина Елизавете Петровна, Розен Анна Васильевна, Трубецкая Екатерина Ивановна, Фонвизина Наталья Дмитриевна, Шаховская Наталья Дмитриевна, Юшневская Мария Казимировна, Якушкина Анастасия Васильевна.

Устойчивое выражение «жена декабриста» связано с известным в русской истории восстанием, произошедшим 14 декабря 1825 года — подавленным в результате с жестким наказанием бунтовщиков, отправившихся отбывать наказание в Сибирь.

Всего жен декабристов было одиннадцать, и не все из них были знатными, но вне зависимости от статуса они решили отказаться от светской жизни и отправиться вслед за своими мужьями в неизвестность. Конечно, их никто не неволил, как может показаться — у жен декабристов был четкий выбор: либо развестись с «государственным преступником», либо воссоединиться с ним, но отречься от роскоши и отправиться вслед за мужем на каторгу.

За непокорность и верность этих женщин поставили в условия даже страшнее, чем те, в которых пребывали их мужья — это в том смысле, что многие из них оставили уже рожденных детей родителям, перешли на положение жены ссыльнокаторжного, лишились права переписки, а их дети, рожденные уже в Сибири, считались казенными крестьянами. И это — на всю оставшуюся жизнь, потому что даже после смерти своих мужей жены не получали права на возвращение.

И казалась бы эта история и эти женщины святыми мученицами, если бы не одно «но»: именно оно не дает мне теперь покоя, когда я выросла, стала старше и сама отчасти примерила на себя судьбу жены декабриста.

Безрассудная или мудрая?

Мы привыкли считать, что жена декабриста — это «верная жена, которая разделила со своим мужем горе и несчастье и не бросила его в трудный час». Однако, давайте-ка разберемся в этом на примере одной из этих жен - Марии Волконской. Как мы помним, она вышла за своего благоверного будучи моложе его в два раза. Мужа своего Мария практически не знала и, может быть, не имела представления о том, что он участвует в заговоре.

Когда Волконского ссылают в Сибирь, Мария просто молит царя разрешить ей отправиться за ним — и это учитывая, что не так давно родила от него ребенка. Ведь, согласно царскому указу, брать с собой детей не разрешали — они ведь не могли самостоятельно выбрать свою судьбу, да и мучиться им в суровых условиях не было нужды.

Как можно назвать такой поступок? Если разбирать его в контексте вселенской любви к своему мужу и желанию быть с ним — как героизм и подвиг. А если не в нем?

Смотрите сами: если в нынешнем мире женщина откажется от своего ребенка и уедет с супругом в другой город или страну, ее назовут кукушкой, оставившей родное дитя хоть и с родными бабушкой и дедушкой, но все-же оставить. А с женами декабристов это правило не работает? Почему мы воспринимаем поступок большинства из 11 тех женщин, как подвиг, а не безрассудство или равнодушие?

Как по мне, так их решение оставить детей и поехать с мужем в Сибирь было не просто жестоким, а глупейшим! Марию ведь тоже в свое время просил отец, чтобы она оставила мысли о переезде — мол, не на курорт едешь, на что себя обрекаешь и детей своих? И ведь любви особой не было у нее — я сомневаюсь, что девушка понимала и принимала все поступки своего мужа.

За что уважать такую женщину? За то, что она «повелась» на идеи и модную тенденцию кидаться из огня да в полымя? Чтобы потом о ней писали и воспевали твой сильный дух в стихах и строках? Сомнительная польза... Или же нужно уважать Марию за недостаток любви к собственному сыну? Первому, ибо в ссылке она родила на свет еще четверых детей, из которых выжили только двое. И это неудивительно — в условиях Крайнего Севера, без благ, нормальной медицины, права голоса и возможности вернуться назад. О, да, эта жена декабриста точно думала только о благе семьи...

Я смотрела — многие из одиннадцати жен умерли от тяжелых болезней, в нищете и холоде: Волконская - в 1863 году от сердечной болезни, Екатерина Трубецкая - от рака, Наталья Фонвизина была парализована. Этой ли судьбы они искали? И самое главное, посчитали ли их мужья поступок жен подвигом или тем самым безрассудством? Да и то, что они, уехав в ссылку, перестали «считаться» видными женихами (кто бы на них еще посмотрел потом, кроме родных жен), не могущими рассчитывать на любовь и верность какой-то иной женщин — это нужно учитывать или нет?

В этом смысле благородно поступил Ивана Якушкин: его супруга родила до ареста мужа одного сына, а во время следствия второго. Приговоренный к 20 годам каторги и вечному поселению он настоял, чтобы Анастасия осталась в Европе и воспитывала детей. Лишь в 1831 году Иван Якушкин дал согласие на приезд жены, но государь отказал ей в прошении — оба раза, посчитав, что прошение подано слишком поздно.

Современная декабристка — быть может?

Вы можете со мной не согласиться в некоторых понятиях — я сама бы сделала это десять лет назад, когда считала, что только любовь может спасти мир — любовь к мужчине, и что быть женой декабриста — это жутко круто. А сейчас я думаю, что эти женщины изменили бы свое решение пару лет спустя, окунувшись в бедноту и крах, разлученные с детьми и обрекшие рожденных в ссылке на трудности. Но вернуть ничего было нельзя...

И еще я думаю, что женщина, становясь женой, может поехать за своим мужем на край света, но, становясь матерью, она лишается права безрассудства и этой вселенской любви к мужику. Каким бы он ни был.

Жены декабристов... Какое многогранное это понятие, совмещаемое и безумство, и подвиг, и вечную любовь, и глупость женщин. Ведь многие из них разделяя с мужем тяготы жизни, не разделяли их убеждений. Конечно, у женщин того времени могло их и не быть — этих самых убеждений, а для того, чтобы войти в историю, достаточно было одного выдающегося человека.

Ведь и сегодня мы не знаем всех женщин и жен выдающихся личностей, которые остаются за кадром и иначе воспринимаем поступок тех, кто без оглядки поехал за своими мужьями в Сибирь. Женщины ли нынче не те или, наоборот, они стали умнее, сильнее, мудрее и, превратившись не только в жен, но и личностей, стали думать головой, а не только сердцем? И можно ли рассуждать о тяготах и решениях жен декабристов, не находясь в их положении хоть частично?

Как часто в нынешней жизни мы слышим это хлесткое: «Ты что, жена декабриста, чтобы в такую даль за мужем ехать?». И хотя образ жены декабриста остается в голове образом сильной и преданной женщины, которая разделяет участь своего мужа и идет за ними в нечеловеческую жизнь, на аналогичный поступок решатся сегодня не все.

Не будем перегибать и говорить о том, что быть верной и преданной — такой, как жены декабристов, можно только в суровой глуши или в холоде. Достаточно представить распространенную ситуацию, когда муж по какой-то глупости или по стечению обстоятельств оказывается в финансовой яме, не имея возможности кормить семью, а его жена не убегает от него в сытую жизнь, а остается рядом с милым, поддерживая его и ожидая лучших времен. Это тоже своеобразная каторга, при которой женщина отказывается от благ и возможности жить лучше ради своей любви.

Три причины на то, чтобы считаться женой декабриста

Я могу сказать, что хорошо знаю эту ситуацию. Когда мы начали встречаться с мужем (тогда еще будущим), он был простым барменом, а я работала на телевидении. Спустя месяц отношений, мы стали жить вместе на съемной квартире. Оплачивали ее с его зарплаты, кушали на мою.

Довольно скоро денег хватать не стало, потому что мужу все время ее задерживали, а кушать и платить за жилье нужно было вовремя. Это было первое испытание, которое мы с успехом прошли — и проходим его до сих пор. Как вы знаете, сейчас работой у моего супруга не очень и мы живем на то, что зарабатываю (ттт) я.

Конечно, сегодня мы поселились в доме родителей и многие подумают сейчас, что при таком положении вещей мы катаемся, как сыр в масле: на всем готовом, не думая ни о продуктах, ни о коммунальных платежах. Но это не так: работающих людей в семье прибавилось, но и расходы увеличились. Обычно получается так, что в конце месяца я тяну лямку за всех пятерых — у деда пенсии еще не было, а маминой зарплаты уже нет, истратили. То есть в финансовом плане я очень хорошо понимаю жен декабриста — у них вечно не было достатка, и у меня в то время тоже.

Конечно за одно это назвать меня женой декабриста точно нельзя. Тогда вспомним иное: второе испытание, которое я проходила с мужем на протяжении трех лет, если не больше. В тот период у супруга были сильные проблемы с алкоголем и, как следствие, с глобальным количеством товарищей и друзей и их вечными похождениями по клубам и кабакам после работы.

Мужа я практически не видела, а если и видела, то не всегда трезвым. Вспоминать этот период мне не хочется, а потому описывать в деталях его я не стану. Достаточно того, что я ждала его ночами и утрами, вызволяла из самых разных ситуаций (в том числе и из драк и прочего). Это к той схожести о «яркости» жизни декабристов, следовавших за своими убеждениями, идеалами, ввязывающихся в различные разборки и восстания. Не разделяя убеждений мужа, я все-таки следовала за своей любовью.

Наконец, сама ссылка — испытание третье: без нее разве можно считать жену декабриста таковой? Безусловно, она тоже была — и это была наша поездка в Ташкент почти на год. Это вообще «проблема» нашей маленькой семьи — мы до сих пор не привязаны к одному месту, а вынуждены скитаться по двум странам, как перекати-поле.

Но тот «почти год» был самым сложным на данный период. Потому что в Ташкенте помимо приятного и теплого климата меня не ждало ничего, кроме разочарования, ссор, выяснения отношений и дележки территории. Конечно, ехала я туда за мужем, который ехал за работой, но на совершенно другие «хлеба»: нас очень сильно звала свекровь да и ее старший сын готов был и в огонь и в воду ради своего племянника.

Но время показало иное: мне пришлось, как жене декабриста, отказаться от большинства привычных мне благ — возьмем то же человеческое общение с друзьями, возможность провести хотя бы один день в неделю с близкими людьми, прогулки по магазинам и посещение парикмахерской. Можно много перечислять, но даже купить трусики там для меня было проблемой: свекровь в период бурной своей активности говорила мне, что я не женщина уже, я — мама, и должна думать только о «трусах ребенка», а не о своих. Их вообще у меня может быть всего двое...

Но разве кто-то говорил, что женщина должна перестать быть собой, когда родит? От замухрышки в бигуди и растянутых трениках сбежит любой мужик, даже декабрист, которому и выбирать не из чего. А я иногда не могла даже челку себе в парикмахерской подстричь — так сильно не хватало денег и свободного времени.

Кроме того, меня «лишили» статуса дворянки — назовем это так. Потому что и свекровь, и ее сын спустя пару месяцев, начали испытывать дискомфорт от того, что мы проживали в их квартире. Не говорили вслух, но испытывали — нельзя было уже делать многих вещей, учитывая наличие маленького ребенка в доме.

А как лучше всего было укрепить веру в то, что ты до сих пор в своем доме хозяин? Правильно, указывать на «законное место» тем, кто туда заселился позже — то есть нам. Ругать, учить, воспитывать, закатывать скандалы, истерики, нагружать работой и все время твердить, что мы тут — положенцы.

Постскриптум

В общем, моя каторга была не вечной, но она все же была. Я помню ее хорошо, учитывая некоторые нынешние обстоятельства - нам снова предстоит отъезд в Ташкент на некоторое время, а я опять еду за мужем вместе с ребенком. Конечно, теперь я закалена в боях и могу дать отпор тем, кто пойдет на меня с кочергой, но как же я не хочу этого делать...

Быть женой декабриста — непросто, в каком времени бы ты ни жил. Делать из этого подвиг, конечно, не стоит, потому что мы сами выбираем себе и человека, и принимаем решения — никто ведь не заставляет нас ехать на ту самую «каторгу»? Но все-таки обычные жены отличаются от тех, кто едет за своими мужьями в Сибирь, меняет место жительства, работу, жертвует статусом и уютом, испытывает финансовые трудности, но свято верит в то, что все будет хорошо — так или иначе.

Безусловно, я не считаю себя женой декабриста в прямом смысле - и обстоятельства. слава Богу, не те, и времена тоже, и примерять на себя чужую шкуру тоже не правильно. Но в переносном, образном смысле быть женой декабриста может любая женщина и в любой момент жизни. Терпеть, любить, идти на жертвы, довольствоваться малым и верить в счастливое будущее.

Самое главное, чтобы ваш «декабрь» не длился долго, а за ним скорее следовало и лето, и счастье, и любовь, и вечные блага для вашей семьи.

А вы когда-нибудь считали себя "женой декабриста"? И что вкладываете в это понятие? Считаете ли его (на примере 11 жен) безрассудством или в нем есть какая-то доля благородства и верности? Наконец, кто это - жена декабриста? Преданая женщина, которая не подумав, последует за любовью, или глупышка, которая просто забывает о самой себе?

Автор: Ольга Урбан (2302,2) 5790 0
Добавить в избранное
Подружиться с автором
Комментарии (15) Написать комментарий
  • Ольга Храмушкина(663,7) Май 6, 2015, 05:30 # 1
    Многих декабристов после ссылки вскоре освободили от каторжных работ и разрешили проживать вне тюрьмы. Красивые дома некоторых известных декабристов до сих пор считаются памятниками архитектуры в сибирских городах. Тут было свое светское общество, центром которого являлись эти дома.



    Объяснение их поступка кроется и в том, что они венчались, а замуж выходили в основном по любви, как Волконская, например. Так что я ее понимаю. И тебя, Оля, понимаю, если любишь, как можно оставить любимого?

    • Ольга Урбан(2302,2) Май 6, 2015, 08:17 # 0
      Есть пример: моя подруга родила ребенка от мужа в гражданском браке. Не пошло у них, разошлись. Через воемя, когда сыну было 5 лет, она познакомилась с парнем, стала к нему ездить, влюбилась и вышла замуж. Но когда приезала сюда с сыном оформлять документы, бывший муж потребовал ребенка: или он, или вы оба не выедете из страны.

      Все мои знакомые называют ее кукушкой... Что уехала к мужу, оставила сына, а на новом месте теперь счастлива и родила еще одного.

      Все в точности, как с декабристками. Любовь, лишение, ребенок, оставшийся здесь (он сам захотел быть с отцом). Кем же считать ее? Я хоть и мама, но не могу ее осудить потому, что она мне дорога. Но была бы она незнакомым мне человеком, я бы тоже сказала - кукушка.

      Так что я правда не знаю, кем они были, жены декабристов. И сама не хочу ей быть, но муда люблю)
  • Alesja(84,3) Май 7, 2015, 18:45 # 2
    Ох, Оля, прям затронула за живое. Твой "почти год" происходит сейчас и в моей жизни. У нас с мужем, правда, детей нет, но ситуацию это не очень меняет. Я лично себя декабристкой не считаю, хотя многие именно так меня и называют. За последний год мы прожили вместе от силы месяцев 7. Он в России, и назад уже не вернется, а уменя здесь куча нерешенных проблем, из-за которых вынуждена мотаться туда-сюда. Дома, как такового, нет...вернее, он есть, только без мужа. Мама, да и многие знакомые "советуют", чтобы вернулась и жила как раньше. А как я могу так поступить, у меня от одной мысли сердце разрывается Даже не могу предположить, как бы поступила бы, будь у меня ребенок, но в своей ситуации могу сказать: дом там, где муж. И, наверное, этим руководствовались те 11 бедных русских женщин в далеком 1825-м.
    • Ольга Урбан(2302,2) Май 7, 2015, 18:57 # 1
      Как трудно это - жить на разрыв. И вроде бы так просто советовать со стороны: твои родные любят тебя и хотят лучшего... Но разве они знают, как лучше твоему сердцу?

      Я тоже не хочу уезжать из дома, но мужа я люблю и должна его поддерживать.

      Как у тебя? Нет возможности поехать к нему хоть ненадолго? Чтобы сердце успокоить? И проблемы нерешенные - это надолго?

      Ведь так сложно быть в разлуке с избранным сердцем.
      • Alesja(84,3) Май 7, 2015, 19:39 # 2
        На данном этапе мне и ехать-то некуда: муж в Москву уехал на работу, жилье пока не снял, и неизвестно когда снимет, тоже мыкаются с бригадой. У отца, в Ростовской области, работы нет. Вот и получилось, что пока он там устраивается, я опять у мамы. Отсюда и "советы": что это за жизнь, перебирайся обратно, нафиг оно тебе надо и т.д и т.п.

        Если бы у меня не было удаленной работы, вообще не знаю, чтобы я делала. Муж успокаивает, что это ненадолго, что все устаканится, что не может быть постоянно плохо. мне остается только верить и ждать, до конца месяца точно, а там посмотрим
        • Ольга Урбан(2302,2) Май 7, 2015, 19:43 # 1
          Глупый вопрос, наверное, но в Москву муж подался, потому что никакой работы на родине нет? Это ведь так тяжело и страшно: все время думать о том, как он там, как мы с ним...

          Часто созваниваетесь? Я вот даже все это представила и слов не могу подобрать.
          • Alesja(84,3) Май 7, 2015, 19:47 # 2
            У него Родина - Россия, а в родной Ростовской области, как я уже отмечала, работы нет никакой. Разве что в Ростове, но туда никто не зовет, знакомых нет. А в Москву позвали, вот и уехал. В инете каждый вечер созваниваемся и списываемся, но это же не жизнь - я привыкла, чтобы мужчина рядом был
            • Ольга Урбан(2302,2) Май 7, 2015, 20:03 # 1
              Мне ли о чем-то спрашивать, когда у моего мужа с работой так же трудно здесь, на моей Родине. Он тоже сейчас на месяц уезжает, будем списываться с ним...

              Но что делать, если мужчина не может обеспечить семью и самореализоваться? Неправильно держать его рядом и упираться самой только потому, что я не хочу что-то менять.
              • Alesja(84,3) Май 7, 2015, 20:08 # 2
                Это правда, держать мужчину при таких обстоятельствах не стоит, так мы и не держим Один мой знакомый после многих лет таких метаний выда истину "работать надо там, где живешь". Так-то оно так, но горбатиться за копейки - тоже не вариант. Он сам будет страдать от нереализованности. Если надо подождать, будем ждать
                • Ольга Урбан(2302,2) Май 7, 2015, 20:39 # 1
                  Теперь у тебя есть единомышленница) Будем вместе ждать скорейшего разрешения финансовых вопросом мужей и воссоединения семей)))
                • Ольга Урбан(2302,2) Май 7, 2015, 20:41 # 0
                  И насчет жен декабристов... Все-таки я считаю, что некоторые из них сделали неверный выбор. Могли бы остаться, должны были - ради детей. Хотя судить их я не имею никакого права, только думать о том, как могло бы быть, но не стало.

                  У каждого своя судьба и свой выбор - и окружающие тут бессильны.
                  • Alesja(84,3) Май 7, 2015, 20:46 # 2
                    Наверное, они думали, что с детьми и без них все будет хорошо...хотя, это так жестоко...В общем, не нам их судить. Но, судя по твоим комментариям, и в наше время такая ситуация имеет место быть.
                    • Ольга Урбан(2302,2) Май 7, 2015, 20:49 # 1
                      Так вот я думаю, почему этих женщин называли женами декабристов и писали о них в книгах, а о других дамах, которые по воле судьбы вынуждены были последовать за мужем и оставить своих детей на попечение родителей - кукушками. ведь двойные же стандарты!

                      Я к тому, что и кукушки тоже бывают, но и не все жены декабриста поступали разумно.
  • Эвелина(8,8) Май 10, 2015, 19:04 # 0
    У жен декабристов была сложная судьб, но они сами ее выбрали. так что

Похожие посты


Май 18, 2015
23:19
О братьях наших

"Привет, сестренка, с днем рождения", - сказал мне по телефону незнакомый молодой человек. Ошиблись номером, очевидно. Мне на удивление часто звонят и ошибаются номером, и как только ко мне ни обращались и что только ни говорили, но в этот раз, что-то во мне дрогнуло. Что-то было в голосе этого человека, теплота какая-то или любовь. Я слышу как разговаривает мой муж со своей сестрой, и там не чувствуется особой близости, хотя он неизменно помогает ей и своей племяннице, а уж про мою ...

Читать далее
1929 0 4
Авг. 7, 2014
12:43
Остаемся зимовать. Часть 3

Знаете, моя подруга в свое время говорила, что свекровь совершенно другой человек — не тот, за кого себя выдает и кем хочет казаться. Моя натура спорила с ней, но сейчас, если бы она повторила свои слова, я не смогла бы им противостоять. До сих пор не понимаю, почему стала такой плохой снохой для нее, хотя и на этот счет у меня есть кое-какие соображения.

Когда мы поселились в доме родителей в первый раз, наша семейная жизнь стала похожей на пытку. Каждый ...

Читать далее
2713 0 9


Новое
Автор: Катя Поликарпова (1,0) Ноя. 7, 2015, 16:41 Пришла))