15:55
Школьная и внешкольная коммуникация: смотри на меня, слушай меня, почувствуй, что я хочу сказать
В моем окружении в последнее время есть несколько женщин, которые усердно воспитывают дома школьников. Успехи и неудачи их детей часто становятся у нас предметом бурных обсуждений. Мамочки сетуют, что их сорванцы не хотят учиться, отстают в английском или математике. Сами дети, наоборот, ругают учителей – те, мол, ничего толком не объясняют, а задают и спрашивают – о-го-го!
Конечно, прежде чем согласиться с одной из сторон, нужно хорошенько во всем разобраться. Думаю, каждый из нас еще на школьной скамье сталкивался с педагогами, у которых многие ученики отлично справляются с задачами, а вам объяснения кажутся запутанными и скучными. Обратный эффект бывает, когда пытаешься чему-то научить другого человека. Кажется, что разложил все по полочкам, а собеседник все никак не поймет. Как же так получается, что у некоторых учителей и инструкторов легко выходит найти к нам подход, а занятия у других превращаются в сплошную муку?
Do you speak…? Или на каком языке?
Оказалось, что причиной непонимания между людьми очень часто становится разный тип восприятия каждого из них. Специалисты нейролингвистического программирования разделяют людей на три условные группы, в зависимости от того, каким способом мы воспринимаем информацию из внешнего мира:
Визуалы – люди, которые мыслят образами, используют визуальный вариант языка (в разговоре часто употребляют: смотри, замечать, точка зрения, вижу, на мой взгляд). При разговоре речь их обычно быстрая, любят жестикулировать, одеваются обычно ярко. При разговоре предпочитают держать дистанцию, чтобы лучше рассмотреть собеседника.
Аудиалы – мыслят в проговариваемых словах или звуках (говорят: послушай, скажи, слово за слово, соблюдайте тишину и т. д.). Речь таких людей обычно среднего темпа и с правильными интонациями, жесты более сдержанные. Дистанцию в диалоге тоже держат среднюю, часто поворачиваются к собеседнику боком.
Кинестетики – большая группа, которая объединяет тех, кто воспринимает мир через осязание, обоняние и вкусовые рецепторы (примеры лексики: почувствуй, взяться, давить, напрягать, руки чешутся, поддерживать). При разговоре речь может быть медленная, с большим количеством пауз. Стараются подойти к собеседнику поближе, прикоснуться к нему, чтобы получить больше информации. В одежде такие люди предпочтут мягкие ткани и удобный фасон яркой и модной вещи.
Вот такие разные люди окружают нас каждый день. Конечно, как и в других видах типирования людей, очень редко встречаются абсолютные визуалы или аудиалы, но у каждого человека какой-то тип восприятия преобладает.
Присмотримся к друзьям повнимательнее
Когда я прочла об этом исследовании то стала более внимательно следить за тем, как веду себя сама, а так же что и как говорят мои окружающие. Отказалось, что определить основной тип того или иного человека не так уж сложно. Активные и достаточно шумные визуалы словно рисовали руками картины, когда пересказывали мне какие-то события. Конечно же, большинство музыкантов оказались аудиалами. Медлительные и основательные знакомые, которые всегда норовят обнять при встрече, сразу заняли положенное место в моем списке кинестетиков.
Определять тип других гораздо проще, чем пытаться разобраться в себе. У меня это окончательно получилось только тогда, когда я познакомила с этой системой своих знакомых, и они обратили внимание, что когда я хочу привлечь внимание, говорю «Слушайте, ребята» или употребляю множество других откровенно слуховых конструкций.
Ключик к каждому собеседнику
Чем же может быть полезно знание о типах восприятия? Способов применения для него есть множество. К примеру, в общении с близкими людьми можно переходить на их «язык», для того, чтобы более эффективно донести свою мысль и достигнуть взаимопонимания. Этот же способ пригодится в переговорах с деловыми партнерами и другими собеседниками, которых вы хотите расположить к себе. Человек всегда подсознательно легче идет на контакт с представителями своей группы. Визуалам будут легко понятны жесты и мимика их товарища по восприятию, а вот кинестетику будет, наоборот, непросто рядом с человеком, который то и дело мельтешит у него перед носом и пытается отбежать подальше, не давая себя потрогать.
Существует также иная сторона вопроса. Если вы выбираете преподавателя на курсах вождения, репетитора для ребенка, или другого человека, у которого вы планируете учиться, то всегда следует останавливать выбор на том, кто говорит на твоем «языке». С таким человеком на занятии вам не придется перестраиваться и искать нужные слова. Кроме того ему будет легче завладевать вашим вниманием, а значит занятие будет результативным и полезным.
Внешкольные уроки коммуникации
Возвращаясь к теме школьных учителей и их учеников можно сделать вывод, что они часто не могут найти общий язык с учеником не метафорически, а совершенно реально. Конечно, у родителей очень редко есть возможность подбирать тех, кто будет учить их детей, и поменять учителя можно только со сменой школы. Решение в том, чтобы с самого детства обучить своих детей основам нейролингвистического программирования. Объяснить им способы взаимопонимания между людьми разных типов. Таким образом, можно не только улучшить успеваемость ребенка в школе, но и заложить ему фундамент успешной коммуникации во взрослой жизни.
Книги о том, чему не учат в школе
Читая статьи по психологии, я очень часто сожалею, что меня этому не учили в детстве. К счастью, сейчас выходит множество толковой литературы, адаптированной именно для детей. Герои таких детских и подростковых книг учатся сами и учат своих читателей, как легче осваивать иностранные языки, как структурировать время и быстро справляться даже с непростыми задачами. Именно на такой литературе вырастают уверенные в себе люди. Ведь в умелых руках практическая психология может быть не менее эффективна, чем волшебство из мира Гарри Поттера.
Подружиться с автором