Май 31, 2014
14:11

"Фанатик" и "Американская история Х": версия о происхождении и причинах ненависти

"Фанатик"

"Я ненавижу и люблю. Кто скажет мне почему?" – эти слова принадлежат Катуллу, древнеримскому поэту времен Юлия Цезаря, и звучат в самом начале фильма "Фанатик" с талантливым Райаном Гослингом в главной роли.

Может быть, это противоречие и есть та самая трещина бытия, через которую в мир людей проникает зло? Психика человека состоит из мгновений и образов, которые хранятся в памяти как отдельные состояния, дополненные личным восприятием, эмоциями и выводами. Часто два противоречивых состояния находятся в непрерывной борьбе друг с другом, и тогда человек испытывает тревогу и неудовлетворенность, совершает ошибки, часто меняя свою судьбу в худшую сторону. Внутренние противоречия нуждаются в примирении. И, как правило, существует только два варианта: протест и смирение.

Без этих слов Катулла, предваряющих события фильма, зрительскому восприятию не доставало бы той трагической глубины и катарсиса чувств, когда недоумение от циничных слов и поступков главного героя Дэнни Баллинта сменяется сочувствием и желанием понять одинокого молодого человека, который не ведает, что творит.

Поводом для написания сценария стало сообщение в газете о неонацисте еврейского происхождения, который скрывал свое еврейство и покончил с собой, когда о нем была напечатана разоблачительная статья. Генри Бин – режиссер и автор сценария фильма – сам родился в ортодоксальной еврейской семье, и, стало быть, эта тема для него очень близка. Настолько, что стала поводом для режиссерского дебюта, который состоялся только в 55 лет!

Итак, еврейский мальчик сделал неверные выводы из библейского сюжета об Аврааме и его сыне Исааке. Сюжета о том, как Бог повелел Аврааму принести в жертву (убить) сына, обещанного ему Богом. Обещанного вопреки тому, что библейский патриарх со своей женой Сарой на тот момент находились уже в возрасте, далеком от возможности рождать детей. Но Исаак родился, как и было обещано, и стал доказательством всемогущества Бога и его верности своему слову. Только вот теперь Аврааму, похоже,  придется принести долгожданного сына в жертву на горе Мориа…

Этой истории посвящено немало исследований, религиозно и психологически направленных. Обычно она трактуется как испытание веры Авраама, которого впоследствии в Ветхом Завете так и называют – отец веры. Как писал Серен Кьеркегор в "Страхе и трепете", Авраам заслужил это звание, потому что не усомнился, и его глаза не затуманились слезами от горя настолько, чтобы не увидеть в кустах овна, которого Бог послал ему в знак того, что все было только испытанием веры и Он совсем не хочет смерти Исаака. Его-то (овна) Авраам и принес в жертву в итоге.

Дэнни же утверждал, что Бог хотел показать Аврааму свое превосходство и могущество, унизить и поставить на место. "Я - все, а ты - ничто". А Авраам, в свою очередь, переживая психологически то, что ему предстояло сделать, в душе уже "убил" Исаака и поэтому все остальное не имело никакого значения. Что Исаак, видя перед собой нож, занесенный над ним отцом, был шокирован и сломлен, и вряд ли имел шанс оправиться от этой психологической травмы.

Никакое общество не терпит инакомыслящих. Особенно, религиозное общество (направление не имеет значения). Они вызывают у них страх. А стоило бы обратить внимание и с верой в того самого Бога, который составляет основу и центр их жизни, попытаться понять и помочь им - инакомыслящим, чутким, беспокойным и, как правило, талантливым. Вместо того, чтобы делить мир на черное и белое, поискать выход и причину инакомыслия. У главного героя "Фанатика" она тоже была - причина его проблем, как и у любого человека, рожденного на этой земле.

Мальчишку выгоняют из школы. Как он становится антисемитом и неонацистом, остается за кадром.

Тема, казалось бы, узко направленная. Но как часто случается с талантливыми произведениями искусства, в фильме, на фоне основной темы, невольно раскрывается множество проблем, связанных со становлением личности и обретением мировоззрения.

Кроме того, если мы будем думать, что этот фильм только об антисемитизме и нацизме, ничего кроме безотчетного страха от его просмотра не останется. Эти явления - всего лишь верхушка айсберга, его яркая и пугающая часть. Что же остается скрытым? И есть ли там вообще что-нибудь?

Карл Юнг еще в 30-е годы XX столетия предсказывал Вторую мировую войну, то есть предсказывал  за несколько лет до ее начала. Он основывался на том, что в коллективном поле усилилось чувство угрозы и беспокойства. Резко увеличилось количество пациентов психиатрических клиник, больных неврозом. При анализе снов своих пациентов Юнг заметил повторение сюжетов об угрозах и насилии.

Безусловно, у Юнга было соответствующее наследие, поскольку его бабушка Аугуста Флобер имела незаурядные способности к предсказанию будущего. А особый подход великого психоаналитика к пониманию человеческой психики помогал ему видеть то, что не каждый из нас сможет заметить.

Однако, один вывод напрашивается сам собой: недовольство, агрессия и отчаяние отдельных личностей никуда не деваются, но по закону сохранения энергии накапливаются и трансформируются в более глобальные социальные процессы. А когда речь идет уже не об отдельной личности, а о толпе, когда "…нет лиц у тех, кто против, нет лиц у тех, кто с нами"(БГ) - это уже страшно… Увы, но это явление находится в основании любого массового движения. Форма и направление - вторичны.

Нельзя не признать, что трагедия еврейского народа стала на столетия вперед непревзойденной по жестокости, количеству жертв и душевной боли, которую ничем не утолить.

И неудивительно, что у кого-то возникло сомнение в Боге, его светлом начале. Другое дело, что для любого человека это должно быть только началом "пути", за которым следует развитие души, сознательный выбор светлого начала и рождение веры (религия не важна) - глубокой и личной. В первую очередь веры в то, что на насилии и крови мир строить нельзя.

"Бог велит независимо от того, существует или нет", - эти слова произносит подруга главного героя, которая хотела познать врага (евреев), как он есть, чтобы знать, за что она его ненавидит, а вместо этого увлеклась ивритом, Торой и стала соблюдать все ритуалы и многочисленные еврейские обязательства. И эту тягу души к высшему, непостижимому, но великому, испытывает в своей жизни каждый. Это сущность человека - верить в идеал, порядок и светлое начало.

Реакцией на противоречивую реальность, как правило, становится непонимание, прострация, образование внутреннего вакуума, который нуждается в заполнении. В физике вакуум рассматривается как бесконечное множество потенциальных частиц, которые никак себя не проявляют. Только энергия, воздействующая на вакуум, заставляет эти частицы начать полет и проявиться. От того, какая именно энергия становится причиной этой активности, зависит результат.

Дэнни Баллинт обвинял иудаизм в абстракции и пустоте. Для неподготовленного человека эти слова ни о чем не говорят. Но если немного углубиться в религиозный аспект этой темы, то можно обнаружить, что в иудаизме (как и в христианстве) Бог имеет три ипостаси, одна из которых - это Айн Соф или пустота, бесконечность. Подобное понятие встречается и в скандинавской мифологии - Один, и в иранской - Зерван. Если говорить проще, это точка отсчета, потенциальная пустота, которая еще ничем не стала, но может стать… Из таких точек в виде идей, желаний, проектов, просто моментов времени, когда человек о чем-то думает, в которых сосредотачивается потенциал будущего, может быть много. Перекрестки, на которых в жизнь привносится что-то новое. "Что посеешь, то и пожнешь".

После очередного разбоя на улицах Нью-Йорка Дэнни Баллинт со своей неонацистской компанией попадает за решетку. Суд с воспитательной целью обязывает молодчиков к посещению группы, где должно произойти общение с пожилыми евреями - жертвами геноцида времен Второй мировой войны.

Во время воспоминаний старика о том, как во время войны фашисты нашли его, прячущегося с маленьким сыном в стоге сена, как на его глазах малыш был жестоко убит, Дэнни взрывается: "Почему ты ничего не сделал?". "А что он мог сделать?" - вмешивается пожилая еврейка. "Его бы сразу убили…" Но Дэнни считает, что пусть бы убили, чем жить и знать, что ничего не сделал…

Оказалось, этот момент - ключ к личности главного героя. Как известно, эдипов комплекс, будучи ответной реакцией развивающейся психики ребенка на отсутствие удовлетворяющих взаимоотношений с отцом или матерью, формирует это взаимодействие по своему усмотрению. В какой-то мере эдипов комплекс можно считать еще одним защитным механизмом от тотального одиночества во внутреннем Я ребенка. Как именно комплекс решит себя проявить - ярко или незаметно, агрессивно или пассивно, зависит от личности маленького и шокированного действительностью героя.

Один из наиболее распространенных сценариев: ребенок, компенсируя взаимодействие с отцом, начинает ему подражать, перебирая полномочия и функции взрослого на себя. Словно он уже не ребенок, нуждающийся в понимании и поддержке родителей, а сам родитель, решающий, что ему делать и как. Таким образом, происходит момент преждевременного взросления, то есть ребенок демонстрируют чудеса взрослого мышления и поступков.

С другой стороны, функционирование детской психики, еще требующей развития способности к взаимодействию с родителями и другими людьми, как бы притупляются, проходят в полсилы или вообще не происходят.

В фильме главный герой не в состоянии строить отношения с девушкой, она не может мотивировать его к преодолению его внутренних противоречий и к дальнейшей жизни. Отношения с ней локальны, они не влияют на все сферы жизни, не захватывают его личность, как должно происходить при взаимодействии влюбленных людей, когда личность вовлекается в контакт и этот контакт заставляет ее меняться, обновлять ценности и интересы. Не сформированная в детстве способность взаимодействовать, не давала возможности другим быть услышанными. Вместо этого Дэнни всегда слышит только угрозу своему Я, которое любой ценой пытается сохранить себя в рамках привычного для него мировоззрения.

Эдипов комплекс, как автономная психическая структура, точно копирующая поведение отца, не предполагает дополнений и изменений. А отец Дэнни не доверял вере, был настроен скептически и высказывал сомнение в божественности иудейских ритуалов, предполагая, что что-то в этом всем не правильно и глупо.

На Бога Дэнни смотрит также, как и на отца, не откликающегося на его терзания, в каком-то смысле, в отношении Бога он поступает также - перебирает на себя его полномочия, решая - кому жить, а кому умирать.

Фильм невероятно точно описывает как патологичная структура может стать личностью, а поступки человека могут быть всего лишь продиктоваными комплексом, лишившим личность личного влияния на свою судьбу и жизнь.

И если искать ответ на вопрос, кто погубил Дэнни, ответом будет - семья, лишившая мальчика эмоционального взаимодействия. Никто из них не стал для него любимым, никто не привязал его к себе настолько, чтобы быть опорой и мерилом жизни. Эдипов комплекс, как закрепившаяся реакция, доминируя, создавала поступки и действия. И на месте Дэнни мог оказаться любой другой человек, не имеющий к иудаизму никакого отношения.

События приводят главного героя в синагогу и он видит, как его нацистские дружки оскверняют иудейский храм. У него возникает чувство родного, отделение от этих людей, которые не имеют понятия о том, что на самом деле было для Дэнни дорогим, хоть и не до конца понятным и познанным.

Друзья детства, с которыми он сталкивается волей судеб, пробуждают в нем эмоции и осознание, он начинает ставить себя на место своих жертв и ощущает, что не может убивать людей, к которым испытывает эмоции. Личность наконец-то берет власть в свои руки и, кажется, что конец должен быть позитивным. Но этого не происходит. Поскольку зло - это бумеранг. Однажды запустив его в этом мире, человек не застрахован от рикошета, от его возвращения по той же траектории в исходную точку.

Главный герой так и не может увлечь себя процессом совместной жизни с любимой девушкой, не может отказаться от желания узнать, что же там - за горизонтом смерти. Эдипов комплекс провоцирует заглянуть туда, увлекая за собой все дальше.

Если бы в детстве все эволюционные процессы развития психики прошли полноценно, реальность героя была бы иной. Он смог бы получить новые представления о действительности и своих возможностях в ней.

Основная проблема эдипового комплекса - отсутствие изменений, личность проживает в одних и тех же эмоциональных константах очень долго, не видя для себя новых горизонтов проявления.

Одной из причин самоубийства и суицидальных настроений считается потеря перспективы, а причина трясины воспринимается, как угрожающая реальность - именно с ней и хотел расправиться Дэнни, проигрывая комплекс Эдипа, потребовавший в итоге привлечения к себе не только внимания отца, но уже и всего мира. Если в детстве существовала причина - желание получить от отца внимание, во взрослом Дэнни эта причина утрачена - привлечение уже внимания не имеет цели и смысла, его проявление бессмысленно, как привычка, интерес к которой давно потерян. И только психика рефлекторно повторяет и повторяет все то же самое и этот процесс никак не останавливается

В конце фильма Дэнни продолжает по инерции свою опасную деятельность и закладывает с друзьями бомбу в синагоге. Напрашивается в Йом-Киппур - иудейский праздник - провести службу. И в последний момент, глядя на свою девушку, которая прилежно поет еврейские гимны, на друзей детства, которые вопреки его убеждениям, проявили к нему любовь, не выдерживает... Он добровольно выбирает смерть, спасая тех, кто открыл его сердце другим чувствам…

"Американская история Х"

Созвучной по содержанию является американская кинодрама "Американская история Х" режиссера Тони Кэя, вышедшая в прокат в 1998 году (на три года раньше, чем "Фанатик"). Кто-то считает, что этот фильм - ярче и интереснее. На мой взгляд "Фанатик" - круче, хотя добрый и теплый Эдвард Нортон в главной роли вызывает море сопереживания и симпатии. Также как "Фанатик" "Американская история Х" поднимает проблему неонацизма, но не имеет религиозного аспекта.

Дерек Виньярд (Эдвард Нортон) - сын погибшего полицейского и в прошлом - прилежный, милый и умный мальчик, но так же как герой "Фанатика", в качестве выхода из своих психологических проблем выбирает неонацизм и становится лидером местной молодежной группировки скинхедов.

Случай сводит Дерека на баскетбольной площадке с компанией чернокожих. В спортивном противостоянии команда белых побеждает у команды черных. Задетые чернокожие находят дом Дерека и пытаются угнать его машину. Это видит в окно младший брат. Разъяренный Дерек с фашистской свастикой на груди в виде тату убивает на месте двоих из трех грабителей и оказывается в тюрьме.

В самом конце фильма становится известно из сочинения младшего брата о старшем, что однажды, накануне гибели, отец во время семейной трапезы сокрушался, что его поставили работать с двумя чернокожими полицейскими, и ему неуютно при мысли, что они будут прикрывать его тыл. Такое лояльное отношение к чернокожим не оправдано. Узнав, что у Дерека преподаватель - тоже чернокожий, и этот преподаватель вызывает восторг у учеников, отец еще раз предостерег сына от доверия черным, этим, очевидно, сыграв с Дереком злую шутку.

После смерти отца парень взял на себя полномочия (комплекс Эдипа) отнимать жизнь у тех, кто по его мнению, принадлежал к низшей расе, от которой происходят все беды в его стране. Но началось все с того, что мальчишка знал: когда его отец погиб, его тыл прикрывали двое чернокожих…

Известный американский психолог Эрик Берн, основоположник трансакционного анализа, предположил, что структура личности человека состоит из трех состояний Я - ребенок, взрослый и родитель. Не трудно догадаться, что ребенок - состояние архаическое и связано с периодом детства. Взрослый формируется в процессе развития, поиска информации и ее восприятия. Родитель же - это схемы поведения, которые достались по наследству от родителей.

Эти состояния могут проявляться попеременно или друг с другом смешиваться, друг друга заражать до тех пор, пока не будут осознаны. Схема проста и создана для контроля над проявлениями собственной психики.

Только оказавшись в тюрьме, Дерек сталкивается с другой реальностью. Он начинает понимать, что принадлежность к неонацизму не делает людей близкими, а противостояние им приводит к тому, что его самого унижают и насилуют (самым непосредственным образом). Испытав на себе жестокость людей, называющих себя нацистами, Дерек начинает иначе смотреть на мир. По иронии, в тяжелый момент его поддерживают только двое чернокожих - его бывший учитель и один из заключенных.

Можно сказать, что состояние родителя в Дереке, обвиняющего чернокожих во всех бедах, сменяется состоянием ребенка - обиженного, растерянного и нуждающегося в защите. Именно эти эмоции переполняли главного героя, когда он потерял отца, и не найдя иного выхода, привели его к ошибочному мировоззрению.

Преступная власть над чужой жизнью обернулась для Дерека реальной трагедией в его собственной жизни. Младший брат убитого Дереком чернокожего отомстил и убил его младшего брата. Видимо, сработал закон бумеранга, по которому зло всегда возвращается?..

Когда на экране появились титры, мысль металась в поисках спасения… Хотя бы Дерек не сломался…

Индийские веды исповедуют интересный принцип: любви достоин любой, кто меняется в лучшую сторону - кем бы он ни был…

P.S.:

Очевидно, что хороший конец и в том, и в другом случае просто невозможен. Он выглядел бы даже несправедливым. По законам кинематографа, герой должен вызывать симпатию, даже если он наделен отрицательными чертами и совершает поступки, вызывающие отторжение. Но чтобы не запутывать нашу психику еще больше, искусство должно быть правдивым…

Автор: Анна (598,1) 4865 0
Добавить в избранное
Подружиться с автором
Комментарии (3) Написать комментарий
  • Светлана(212,3) Июнь 10, 2014, 23:01 # 1
    "Фанатика" не смотрела, а вот ""Американская история Х"" вызвала во мне неоднозначные чувства. С одной стороны во время просмотра ловила себя на мысли, что не хочу продолжать смотреть этот фильм, но все же почему-то продолжала его смотреть. А потом еще долго оставалось какое-то неприятное "послевкусие", что-то тревожило.
    • Анна(598,1) Июнь 10, 2014, 23:06 # 1
      У меня были точно такие же эмоции. Было страшно смотреть дальше, не хотелось. Одно впечатление держало - Эдвард Нортон - видно было, что очень добрый человек и как он это смог сыграть... "Фанатика" я посмотрела первым. "Американскую историю Х" смотрела, потому что ее все время упоминали рядом с "Фанатиком".

      Думаю, такие фильмы нужны как наглядное пособие. Может, не нам с Вами, но кому-то нужно.
      • Светлана(212,3) Июнь 10, 2014, 23:21 # 1
        Наверное, нужны как предупреждение, ведь на самом деле такие истории существуют.

Похожие посты


Июль 31, 2014
23:40
Городок Ротвайль. Родина ротвейлеров

Неподалеку от нас есть старинный городок Ротвайль. Я там бывала и не раз, но никогда не связывала этот Ротвайль с самым главным его достижением, прославившим город на весь мир, — с собакой породы ротвейлер.

Лишь не так давно я, проезжая по одной из его улиц, увидела необычную «собачью» скульптуру на постаменте. Это был ротвейлер. Забавно, но лишь теперь у меня сложилось два и два. Так странно сознавать, что именно здесь, в глубинке Шварцвальда была выведена знаменитая порода — наследие римских легионеров.

Красный ...

Читать далее
Автор: Марина (1816,9)
6905 0 19
Окт. 31, 2014
12:02
Вирус или бактерия? Как и зачем я научилась их различать

Этот вопрос стар, как мир, а ошибки мамочки совершают все так же часто. Я и сама сплоховала в свое время.

Последствия от таких ошибок плачевны. Давайте я вам расскажу обо всем по порядку.

До года мой ребенок был образцово-показательным. За год всего 3 раза насморк, который проходил без всякого лечения.

Педиатр нам не нарадовалась. Все-таки поликлиника не частная, так что, чем меньше больных, тем врачу лучше — зарплата есть, а трудиться не надо.

Но так длилось недолго. Где-то в год ...

Читать далее
Автор: Неля (1409,4)
12116 1 28


Новое
Автор: Mariko (0) Сен. 21, 2020, 23:06 Проверенная ясновидящая
Автор: Катя Поликарпова (1,0) Ноя. 7, 2015, 16:41 Пришла))